В группах старшего дошкольного возраста перед педагогами стоит сложная задача формирования у детей системного видения мира и развития творческого мышления. Одна из методик, которую используют воспитатели – «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно.

Эдвард де Боно и история метода «Шесть шляп мышления»

Эдвард Чарльз Фрэнсис Публий де Боно (1933 г.р.) – один из психологов системы творческого подхода к мыслительному процессу, автор идеи нестандартного (латерального) мышления. Он написал множество научных трудов о принципах и технологии эффективного умственного труда, в том числе «Дети решают проблемы». Его методики используют во всем мире для организации рационального подхода к производственным процессам, выработки эффективных решений, проведения корпоративных тренингов, а также в педагогике. Большую известность ему принес метод «Шесть шляп мышления».

История возникновения этого метода, по легенде, началась еще в детстве британского психолога, когда он не мог отстаивать свои убеждения среди эмоциональных и сильных сверстников. В обществе, обычно, прав сильнейший, или кто смог убедить других в своей правоте. Человеческое мышление подвержено социальному влиянию, навязанным стереотипам, обусловлено культурной средой, образованием, религией. Эмоции и настроение также влияют на умственную деятельность. Де Боно, используя метафору с шляпами, разработал технологию оригинального подхода к решению проблем, активации и структурированию мозговой деятельности.

Суть метода и технологии использования

В основе методики, разработанной де Боно, лежит психологическая ролевая игра, призывающая рассмотреть проблему с разных позиций. Это своеобразный вызов мозгу, переход к неестественной для него форме обдумывания ситуации. Если в стандартном мыслительном процессе включены эмоции, неуверенность, оценка собеседников, непродуктивные дискуссии, споры, метание от идеи к идее, то применение метода «шести шляп» заставляет упорядочить умственную деятельность как коллектива, так и отдельного человека.

Де Боно предложил разделить процесс поиска решения любой умственной задачи на 6 режимов, отделив логику от эмоций. В итоге этого процесса будет обнаружено оптимальное креативное решение. Образно мыслитель надевает на себя одну из шести шляп и думает в соответствии с заданной позицией.

Белая шляпа
Белая шляпа – вводные факты, цифры, информация
Синяя шляпа– управление процессом, координация деятельности, фокусировка на задаче
Красная шляпа– чувства, интуиция, эмоции
Желтая шляпа-оптимистичность, преимущества, аргументы, поддержка
Черная шляпа– критика, риски, опасения
Зеленая – альтернативные пути, творческий подход, креативные идеи.

Каждая шляпа надевается на определенный срок, обычно несколько минут. Смена шляпы означает смену позиции обдумывания. Последовательность надевания образного головного убора решается исходя из поставленной задачи. В групповом действии все участники одновременно надевают следующую шляпу и выдвигают мысли. Организатор остается в синей шляпе.

Разноплановый подход к любому поставленному вопросу, таким образом, позволяет задействовать разные области человеческого мозга и обнаружить неожиданные аспекты решения.  

Метод «Шесть шляп мышления» применим в любой общественной организации: от детского сада до корпоративных совещаний

Применение метода «6 шляп мышления» в ДОУ

В детских садах всего мира метод «Шесть шляп мышления» применяется уже много лет. Чаще всего он используется при проведении педсоветов и в группах старшего дошкольного возраста.

Использование метода при проведении педагогического собрания позволяет быстро и эффективно обсудить актуальные проблемы ДОУ и выработать решение. Заведующая или методист ДОУ знакомит воспитателей с планом собрания. Управление процессом предполагает, что синяя шляпа находится у заведующей. На педсовет могут быть вынесены наболевшие проблемы детского учреждения, например «Педагоги отказываются принимать участие в конкурсе «Воспитатель года», что делать?» или «Спектакль родителей для детей, нужен ли?». Участники педсовета образно надевают головные уборы в нужной последовательности и высказывают свои мысли, коллективно вырабатывают оптимальное решение. Анализ итогов педсовета (рефлексия) позволяет судить о продуктивности применения «Шести шляп мышления».

Применение метода де Боно в старших и подготовительных группах помогает научить детей думать и самостоятельно вырабатывать идеи. При самостоятельном поиске ответов на вопросы дети ответственно относятся к принятому решению, осознают себя личностью.

Сфера применения метода в ДОУ:

  • Логопедические занятия
  • Музыкальные занятия
  • Рисование
  • Лепка
  • Тематические кружки и др.

Занятия воспитателя и детей по методу «Шесть шляп мышления» проходят в партнерской форме в атмосфере непринуждения, в дружеской обстановке. Шесть красочных шляп и увлекательная ролевая игра понравятся детям.

Где воспитателю взять шляпы?

  • Смастерить вместе с детьми из картона или ватмана
  • попросить изготовить родителей 
  • объявить среди родителей конкурс на лучшую белую шляпу, а потом в группе раскрасить их с детьми
  • изготовить пилотки из цветной бумаги
  • использовать разноцветные панамы или бейсболки.

В группах можно оформить наглядный «Центр умных шляп», уголок «Умники и умницы», где разместить сами головные уборы, наглядные пособия, таблицы. «Как оформить уголок шляп» – этот вопрос можно поставить на первой тематической игре с детьми. Пусть они сами думают и предлагают идеи.

Постепенное введение детей в курс игры значительно облегчит им привыкание к позициям мышления. Для этого следует начать понемногу знакомить их с умными шляпами. Например:

 — «Ребята, эта наша синяя шляпа всегда такая деловая! Она помогает думать как директор! Как босс – молокосос. Вы видели этот мультфильм? Давайте попробуем надеть ее и разговаривать по – деловому. Итак, что мы сегодня планировали?»

 — «Дети, если надеть эту красную шляпу, то можно что – то почувствовать. Попробуйте продолжить «Ах! Мне кажется, я чувствую, что наша идея…».  

В течение первых практик применения ролевой игры в группе рекомендуется вводить не сразу все шляпы, а по две – три. Детям будет проще запомнить, какой цвет для какой роли предназначен. Хорошо, если воспитатель будет фломастером или маркером этого же цвета рисовать ассоциативные картинки, надписи на белой доске, ватмане.

Примеры занятий с детьми по методике де Боно «6 шляп мышления»

Игра «Архитекторы»

В рамках занятия по рисованию детям предлагается ролевая игра, в которой они все будут строителями и архитекторами. Перед началом занятия дети рассаживаются за столики, на которых лежат листы для рисования, цветные карандаши, фломастеры, линейки.

Воспитатель демонстрирует белую шляпу и говорит, что она волшебная, она много знает. Например, что самое высокое здание в мире имеет 163 этажа. «А теперь наденьте все умные белые шляпы – всезнайки (возьмите белые карточки, листочки, любые белые предметы, представьте себя в белых шляпах…) и скажите, сколько этажей в вашем доме? Видели вы многоэтажные дома? Сколько в них этажей?

Воспитатель демонстрирует синюю шляпу, предлагает всем взять в руки синие предметы, надеть синие шляпы и представить себя директором архитектурной (строительной) компании: «Дети, вы знаете кто такой архитектор? Это человек, который придумывает, как построить здание, руководит строителями. Представьте, что вы — директор компании архитекторов, строителей, и вам надо придумать, как построить в нашем городе самое высокое здание. Какое задание вы бы дали своим подчиненным строителям? Может быть сначала его нарисовать? Привезти строительные материалы?». Воспитатель надевает синюю шляпу и остается в ней, управляя процессом игры.

В этот момент можно предложить детям подумать над рисунком большого здания, как бы они его нарисовали. Можно начать рисовать проект.

Далее детям предлагается надеть красную шляпу и представить красивое большое здание в родном городе, построенное по их рисунку, проекту. Какие чувства вызывает это здание? Восхищение? Восторг? Гордость? Опасение? Здание красивое?

В желтой шляпе дети ищут преимущества небоскреба в родном городе, в черной высказывают опасения, в зеленой предлагают необычные решения, фантазируют и т.д.

Завершается занятие по рисованию совместной рефлексией, обсуждением рисунков – проектов, педагог спрашивает, помогли ли думать шляпы.

Шуточная игра «Получится – не получится»

Цель методической игры – научить детей оценивать перспективы действия, предлагаемого воспитателем или ведущим. Игра способствует привыканию к желтому и черному цветам в соответствии с методом «6 шляп мышления». Желтый цвет – выражение оптимизма и позитивного ожидания – «получится». Черный цвет – высказывание критики и опасения – «не получится».

Педагог заранее готовит шуточные вопросы. Детям раздаются карточки либо другие предметы желтого и черного цветов. Воспитатель (в синей шляпе) задает вопрос, дети должны подумать и поднять одну из карточек.

Примеры вопросов:

— Получится ли у кошки выпить ведро воды?

— Получится ли у мышки съесть булку хлеба?

— Получится ли у Кати съесть двадцать яблок?

 — Получится ли у Деда Мороза приехать в жаркую Африку?

— Получится ли у крокодила проглотить солнце?

— Получится ли у Пети поговорить с воробьем?

Часть вопросов может предполагать пограничные ответы, заставлять усомниться. Воспитатель поясняет детям, что главное – не быстрый ответ, а обдуманный. Поднимая одну из карточек, желтую или черную, дети должны успеть оценить ситуацию и образно ответить на вопрос. Педагог может спросить мнение ребят: почему они так думают. Также может предложить активному ребенку быть ведущим и передать ему синюю шляпу организатора.

Если вам пригодилась информация на сайте, просьба поделиться ею в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх