В группах старшего дошкольного возраста перед педагогами стоит сложная задача формирования у детей системного видения мира и развития творческого мышления. Одна из методик, которую используют воспитатели – «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно.
Эдвард де Боно и история метода «Шесть шляп мышления»
Эдвард Чарльз Фрэнсис Публий де Боно (1933 г.р.) – один из психологов системы творческого подхода к мыслительному процессу, автор идеи нестандартного (латерального) мышления. Он написал множество научных трудов о принципах и технологии эффективного умственного труда, в том числе «Дети решают проблемы». Его методики используют во всем мире для организации рационального подхода к производственным процессам, выработки эффективных решений, проведения корпоративных тренингов, а также в педагогике. Большую известность ему принес метод «Шесть шляп мышления».
История возникновения этого метода, по легенде, началась еще в детстве британского психолога, когда он не мог отстаивать свои убеждения среди эмоциональных и сильных сверстников. В обществе, обычно, прав сильнейший, или кто смог убедить других в своей правоте. Человеческое мышление подвержено социальному влиянию, навязанным стереотипам, обусловлено культурной средой, образованием, религией. Эмоции и настроение также влияют на умственную деятельность. Де Боно, используя метафору с шляпами, разработал технологию оригинального подхода к решению проблем, активации и структурированию мозговой деятельности.
Суть метода и технологии использования
В основе методики, разработанной де Боно, лежит психологическая ролевая игра, призывающая рассмотреть проблему с разных позиций. Это своеобразный вызов мозгу, переход к неестественной для него форме обдумывания ситуации. Если в стандартном мыслительном процессе включены эмоции, неуверенность, оценка собеседников, непродуктивные дискуссии, споры, метание от идеи к идее, то применение метода «шести шляп» заставляет упорядочить умственную деятельность как коллектива, так и отдельного человека.
Де Боно предложил разделить процесс поиска решения любой умственной задачи на 6 режимов, отделив логику от эмоций. В итоге этого процесса будет обнаружено оптимальное креативное решение. Образно мыслитель надевает на себя одну из шести шляп и думает в соответствии с заданной позицией.






Каждая шляпа надевается на определенный срок, обычно несколько минут. Смена шляпы означает смену позиции обдумывания. Последовательность надевания образного головного убора решается исходя из поставленной задачи. В групповом действии все участники одновременно надевают следующую шляпу и выдвигают мысли. Организатор остается в синей шляпе.
Разноплановый подход к любому поставленному вопросу, таким образом, позволяет задействовать разные области человеческого мозга и обнаружить неожиданные аспекты решения.
Метод «Шесть шляп мышления» применим в любой общественной организации: от детского сада до корпоративных совещаний
Применение метода «6 шляп мышления» в ДОУ
В детских садах всего мира метод «Шесть шляп мышления» применяется уже много лет. Чаще всего он используется при проведении педсоветов и в группах старшего дошкольного возраста.
Использование метода при проведении педагогического собрания позволяет быстро и эффективно обсудить актуальные проблемы ДОУ и выработать решение. Заведующая или методист ДОУ знакомит воспитателей с планом собрания. Управление процессом предполагает, что синяя шляпа находится у заведующей. На педсовет могут быть вынесены наболевшие проблемы детского учреждения, например «Педагоги отказываются принимать участие в конкурсе «Воспитатель года», что делать?» или «Спектакль родителей для детей, нужен ли?». Участники педсовета образно надевают головные уборы в нужной последовательности и высказывают свои мысли, коллективно вырабатывают оптимальное решение. Анализ итогов педсовета (рефлексия) позволяет судить о продуктивности применения «Шести шляп мышления».
Применение метода де Боно в старших и подготовительных группах помогает научить детей думать и самостоятельно вырабатывать идеи. При самостоятельном поиске ответов на вопросы дети ответственно относятся к принятому решению, осознают себя личностью.
Сфера применения метода в ДОУ:
- Логопедические занятия
- Музыкальные занятия
- Рисование
- Лепка
- Тематические кружки и др.
Занятия воспитателя и детей по методу «Шесть шляп мышления» проходят в партнерской форме в атмосфере непринуждения, в дружеской обстановке. Шесть красочных шляп и увлекательная ролевая игра понравятся детям.
Где воспитателю взять шляпы?
- Смастерить вместе с детьми из картона или ватмана
- попросить изготовить родителей
- объявить среди родителей конкурс на лучшую белую шляпу, а потом в группе раскрасить их с детьми
- изготовить пилотки из цветной бумаги
- использовать разноцветные панамы или бейсболки.
В группах можно оформить наглядный «Центр умных шляп», уголок «Умники и умницы», где разместить сами головные уборы, наглядные пособия, таблицы. «Как оформить уголок шляп» – этот вопрос можно поставить на первой тематической игре с детьми. Пусть они сами думают и предлагают идеи.
Постепенное введение детей в курс игры значительно облегчит им привыкание к позициям мышления. Для этого следует начать понемногу знакомить их с умными шляпами. Например:
— «Ребята, эта наша синяя шляпа всегда такая деловая! Она помогает думать как директор! Как босс – молокосос. Вы видели этот мультфильм? Давайте попробуем надеть ее и разговаривать по – деловому. Итак, что мы сегодня планировали?»
— «Дети, если надеть эту красную шляпу, то можно что – то почувствовать. Попробуйте продолжить «Ах! Мне кажется, я чувствую, что наша идея…».
В течение первых практик применения ролевой игры в группе рекомендуется вводить не сразу все шляпы, а по две – три. Детям будет проще запомнить, какой цвет для какой роли предназначен. Хорошо, если воспитатель будет фломастером или маркером этого же цвета рисовать ассоциативные картинки, надписи на белой доске, ватмане.
Примеры занятий с детьми по методике де Боно «6 шляп мышления»
Игра «Архитекторы»
В рамках занятия по рисованию детям предлагается ролевая игра, в которой они все будут строителями и архитекторами. Перед началом занятия дети рассаживаются за столики, на которых лежат листы для рисования, цветные карандаши, фломастеры, линейки.
Воспитатель демонстрирует белую шляпу и говорит, что она волшебная, она много знает. Например, что самое высокое здание в мире имеет 163 этажа. «А теперь наденьте все умные белые шляпы – всезнайки (возьмите белые карточки, листочки, любые белые предметы, представьте себя в белых шляпах…) и скажите, сколько этажей в вашем доме? Видели вы многоэтажные дома? Сколько в них этажей?
Воспитатель демонстрирует синюю шляпу, предлагает всем взять в руки синие предметы, надеть синие шляпы и представить себя директором архитектурной (строительной) компании: «Дети, вы знаете кто такой архитектор? Это человек, который придумывает, как построить здание, руководит строителями. Представьте, что вы — директор компании архитекторов, строителей, и вам надо придумать, как построить в нашем городе самое высокое здание. Какое задание вы бы дали своим подчиненным строителям? Может быть сначала его нарисовать? Привезти строительные материалы?». Воспитатель надевает синюю шляпу и остается в ней, управляя процессом игры.
В этот момент можно предложить детям подумать над рисунком большого здания, как бы они его нарисовали. Можно начать рисовать проект.
Далее детям предлагается надеть красную шляпу и представить красивое большое здание в родном городе, построенное по их рисунку, проекту. Какие чувства вызывает это здание? Восхищение? Восторг? Гордость? Опасение? Здание красивое?
В желтой шляпе дети ищут преимущества небоскреба в родном городе, в черной высказывают опасения, в зеленой предлагают необычные решения, фантазируют и т.д.
Завершается занятие по рисованию совместной рефлексией, обсуждением рисунков – проектов, педагог спрашивает, помогли ли думать шляпы.
Шуточная игра «Получится – не получится»
Цель методической игры – научить детей оценивать перспективы действия, предлагаемого воспитателем или ведущим. Игра способствует привыканию к желтому и черному цветам в соответствии с методом «6 шляп мышления». Желтый цвет – выражение оптимизма и позитивного ожидания – «получится». Черный цвет – высказывание критики и опасения – «не получится».
Педагог заранее готовит шуточные вопросы. Детям раздаются карточки либо другие предметы желтого и черного цветов. Воспитатель (в синей шляпе) задает вопрос, дети должны подумать и поднять одну из карточек.
Примеры вопросов:
— Получится ли у кошки выпить ведро воды?
— Получится ли у мышки съесть булку хлеба?
— Получится ли у Кати съесть двадцать яблок?
— Получится ли у Деда Мороза приехать в жаркую Африку?
— Получится ли у крокодила проглотить солнце?
— Получится ли у Пети поговорить с воробьем?
Часть вопросов может предполагать пограничные ответы, заставлять усомниться. Воспитатель поясняет детям, что главное – не быстрый ответ, а обдуманный. Поднимая одну из карточек, желтую или черную, дети должны успеть оценить ситуацию и образно ответить на вопрос. Педагог может спросить мнение ребят: почему они так думают. Также может предложить активному ребенку быть ведущим и передать ему синюю шляпу организатора.