Реджио педагогика

Реджио педагогика

«Сказка дает нам ключ, с помощью которого можно войти в действительность другими путями»

Джанни Родари

В современном ФГОСе дошкольного образования прописан один из важнейших принципов — свобода детского выбора, когда сам ребенок определяет содержание своего образования, выступает субъектом образования. Создание условий для развития творческих способностей и инициативы на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками является главным направлением программы. Как педагогам ДОУ эффективнее реализовать эти положения с учетом современного прогрессивного методического опыта? На помощь приходят различные образовательные методики мировой педагогической коллекции. Одна из них – Реджио – педагогика.

История Реджио – педагогики

История этой методики началась в послевоенной Италии в период, когда детские сады и школы переходили из государственных рук в муниципальные, становились народными. Итальянцы строили новые школы из подручных материалов. Уставшие от военных ужасов, они верили, что изменить мир и общество можно, начиная с правильного воспитания детей. В городке Реджио-Эмилия учитель и психолог Лорис Малагуцци (1920—1994 гг.) принимал активное участие в создании новых школ и детских садов, руководил работой детских муниципальных учреждений.

В школах и садах дети общались на местном итальянском диалекте и не всегда понимали преподавателей. Тогда педагоги решили больше слушать детей и строить обучение исходя из интересов детей.

В 1963 году в г.Реджио-Эмилия открылась первая муниципальная школа «Робинзон», в которой было несколько десятков учеников и две учебные комнаты. Один из первых проектов, над которым работали дети — быт Робинзона Крузо в соответствии со сказкой Даниэля Дефо. Ученики рисовали, лепили, конструировали, воплощая собственные идеи, а педагоги им помогали.

Горожане настороженно относились к новой школе, а педагоги были настроены решительно и оптимистично. Они стали иногда проводить уроки на свежем воздухе. Учеников привозили на грузовике на экскурсии, в парки, на площади со всеми школьными принадлежностями. Занятия проходили необычно, детворе они очень нравились, а учителя отвечали на все интересующие вопросы и детей и прохожих. В 1970 году был открыт первый ясли – сад, а в 1971 году Л. Малагуцци провел в Реджио – Эмилия семинар для педагогов, рассказывая о новом опыте работы с детьми. Л. Малагуцци не разрабатывал теоретических основ новой методики, не подводил научную базу, хотя увлекался работами Л. Выгoтского, М. Монтеcсори и других известных ученых. Итальянец учился у самих детей, считая, что они лучше взрослых знают, как им познавать мир. «У детей стo языков, сто рук, сто мыслей, сто способов думать и говорить…», надо только научиться понимать — считал Л. Малагуцци.

У новой школы Реджио – Эмилии вскоре появилось много друзей и единомышленников, а популярный писатель Джанни Рoдари посвятил детям этого города книгу «Грамматика фантазии». Главная мысль этого труда – воображением наделены все, но некоторые идеи медленно прокладывают путь и их надо двигать вперед.

Основные принципы Реджио — педагогики

Суть Реджио-педагогики заключается в том, что ребенок получает свободу исследования и сам выстраивает процесс познания, а педагог не воспитывает, а ассистирует. Такое сотрудничество расширяет видение мира с позиции ребенка, он сам замечает взаимосвязи явлений, вещей, событий, в чем и заключается смысл интеллекта.

Обычно воспитатель смотрит на ребенка сверху и не заглядывает в глаза, а лучше быть с ним на одном уровне.

Детей не надо заставлять слепо подчиняться правилам общества. Можно просто объяснить им суть явлений и самих подвести к той или иной мысли с помощью наводящих вопросов. Желательно расспросить ребенка о том, что ему уже известно о ситуации, задать открытый вопрос, не требующий однозначных «Да» или «Нет». Если выстроится детская логическая цепочка, то ребенку легче будет усвоить правила, принятые в коллективе.

Не надо говорить ребенку, что он не прав, желательно прислушаться к нему и спросить, почему он так думает. Детский взгляд может иметь неожиданное решение. Если нарисовано красное небо, а не голубое, то это может быть закатом или рассветом. Объяснения бывают «неправильными» только в глазах воспитателя, у детей это могут быть «другие» объяснения, у них своя логика. Может быть деревья синие потому, что на них сидит много синих птиц?

Реджио – подход предполагает во всем давать ребенку свободу выбора. Родители и педагоги часто ставят детей в рамки, не спрашивая их мнения. Пусть же у ребенка будет хоть маленький, но свой выбор. «Ты положишь платочек в карман или понесешь в руках?». «Ты будешь сегодня кашу или омлет?». «Мы пойдем сначала в парк или в магазин?». Не стоит ребенка торопить с выбором, пусть он хорошо подумает и расскажет, почему принял такое решение.

Реджио – педагогика предполагает обучение детей всегда и везде, в любой ситуации. Например, дети моют руки после прогулки. Можно спросить у них «Почему важно мыть руки?». Они начнут рассказывать про микробы и бактерии, их научили родители. А какие они, микробы? У детей могут быть разные ответы, они могут учиться на опыте друг друга, рассказать разные случаи. Может быть, они смогут нарисовать бактерию. Может быть, придумают вместе сказку про микроба. Возможно, из обыденной ситуации родится новый увлекательный проект.

Развивать творческое мышление, фантазию намного важнее, чем научить детей читать и писать. Фантазировать дети могут только в самом раннем возрасте, со временем эта способность будет поглощена логикой образа жизни. Читать и писать ребенок научится в любом случае, рано или поздно, а фантазию и образное мышление надо развивать с детства.

В Реджио – Эмилии третьим воспитателем считали помещения детского сада (первые два – это родитель и сам воспитатель). Наглядные образы и пособия в комнатах играют важную роль в творческом образовательном процессе. В наших традиционных детских садиках группы наполнены стандартными игрушками – простыми цветными предметами, куклами, машинками, кубиками. В детских садах Реджио – Эмилии в помещениях чаще можно увидеть песок, ветки, проволоку, краски, материалы для творчества, ящики с инструментами. А если игрушки есть, то они должны быть со смыслом, подталкивать к развитию логики и фантазии, заставлять думать и творить.

В соответствии с Реджио – педагогикой стены детского помещения должны быть «говорящими», то есть оформлены плакатами, рисунками, зеркалами, любыми предметами и изображениями, которые активизируют мышление и фантазию. Пусть это будут долгосрочные проекты или актуальные выставки, но не одна красивая фреска или роспись на много лет.

Воспитатели детских садов в Реджио – Эмилии в рамках рефлексии документируют мысли, творческие достижения детей, обсуждают с коллегами какие темы интересны детям, как помочь реализовать проекты, на каком ребячьем «языке» лучше поговорить, чтобы развить идею.

Образно, «сто языков ребенка» — это:

  • Рисование
  • Лепка
  • Конструирование
  • Музыка
  • Театральные постановки
  • Движение
  • Танец
  • Театр теней
  • Оригами
  • Работа с природными материалами и т.д.

Воспитателю важно выстраивать взаимодействие с детьми не только словесно, но и задействовать все варианты творческого невербального общения.

Реджио – педагогика получила признание среди воспитателей всего мира. В Итальянский городок ежегодно приезжают на семинары наставники, воспитатели и учителя из многих стран. Критики отмечают всего лишь два главных недостатка Реджио – педагогики – невозможность численно измерить успешность ребенка, протестировать для стандартной отчетности и поощрение споров ребенка с педагогом. Но недостатки это или достоинства – тоже спорный вопрос.

А на скольких языках Вы говорите с ребенком?

Если вам пригодилась информация на сайте, просьба поделиться ею в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх