Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ с каждым годом приобретает новые формы. Появляются инновационные, нетрадиционные здоровьесберегающие технологии, модернизируются методы, средства и условия. Потребность в здоровом образе жизни формируется у детей легко, непринужденно, в интересных увлекательных формах.
Ритмопластика или ритмопластическая гимнастика как инновационная здоровьесберегающая технология в детском саду получила научное обоснование и широкое распространение у педагогов в начале XXI века, хотя корнями она уходит к древним народным танцам и методике Айседоры Дункан. В советских школах также периодически внедрялись уроки ритмики, но в качестве экспериментальных или факультативных занятий. Ритмические пластические упражнения под музыку способствуют развитию двигательно – координационных способностей, улучшают телосложение, учат гармоничному восприятию музыки и красоте движения. Ритмопластика может сопровождаться произведениями композиторов – классиков.
Дыхательная гимнастика проводится педагогами в проветриваемом помещении. Она учит детей регулировать процесс дыхания, расслаблять и восстанавливать организм после физических и эмоциональных нагрузок, укрепляет органы дыхания и иммунитет. Детям дыхательная гимнастика интересна в игровой форме.
Игровой стретчинг (растяжка)– инновационный здоровьесберегающий метод. Направлен на активное, но не травматичное развитие мышц и суставов. Может проводиться в форме тематической или сюжетно — ролевой игры с музыкальным сопровождением. Элементы стретчинга могут использоваться в режимных моментах, например – физкультминутка. Растягивание мышц способствует гибкости тела, снимает скованность, ослабляет мышечное напряжение, предотвращает травмы.
Гимнастика для глаз очень актуальна в последние годы с увеличением числа гаджетов, привыканию к компьютерным играм и просмотру мультфильмов. Для детей важно с юных лет прививать навыки сохранения зрения. Зрительная гимнастика тренирует глазные мышцы, служит средством профилактики близорукости, дальнозоркости, других заболеваний органов зрения. Детям лучше запоминается гимнастика для глаз в сопровождении тематических стишков, например:
«Вот какая стрекоза! (пальчиками изобразить очки)
Как горошины глаза!
Вправо – влево, назад – вперед, (посмотреть вправо и влево)
Ну совсем как вертолет! (выполнить круговые движения глазками)
Мы летаем высоко, (посмотреть вверх)
Мы летаем низко, (посмотреть вниз)
Мы летаем далеко, (посмотреть вперед)
Мы летаем близко! (посмотреть вниз)
А потом летим домой, (зажмуриться)
Где в окошке свет родной!» (поморгать).
Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в детском саду возможна в тесном взаимодействии с правильным родительским воспитанием, работой над здоровьем в семье. Если родители и воспитатели вместе систематически приучают ребенка к чистоте, физической культуре, спорту и нацеливают на здоровый образ жизни, то такой ребенок получит устойчивую мотивацию к сохранению и укреплению своего здоровья в дальнейшем.