методика Н.Зайцева

В соответствии с ФГОС детские дошкольные учреждения самостоятельны в выборе средств, материалов для обучения в рамках образовательной программы. Одна из простых и доступных методик для обучения чтению детей старшего дошкольного возраста – «Кубики Зайцева».  При ее использовании соблюдается одно из важнейших условий успешного результата: занятия проходят в игровой форме и очень интересны воспитанникам.

Немного из истории методики Н. Зайцева

Николай Александрович Зайцев (1939 – 2018) – российский педагог, разработчик обучающих методик. Некоторое время он работал преподавателем русского языка и переводчиком в Индонезии. Ему приходилось учить чтению инструкций военных специалистов, не владеющих русским языком. В ходе практических занятий им была выработана оптимальная система, которая стала новаторской. Зайцев использовал кубики, нанеся на их стороны части слов, склады, слоги. При составлении получались слова. Методика была успешно опробована на иностранцах.

В 1989 году началось распространение уникальной практики Н.А. Зайцева в отечественных образовательных учреждениях. Но дети, научившиеся читать по этой системе, опережали сверстников по уровню знаний, что приводило к дисгармонии в начальных школах. Поэтому методика не была рекомендована Министерством образования.

Состав кубиков Зайцева

Будет ошибочным думать, что предмет нашего интереса – это просто кубики с надписями, которые достаточно составлять. На самом деле, они все разные по размеру, цвету, наполнению. Поэтому очень интересны малышам.

На стороны кубиков нанесены не слоги, а склады, состоящие из 1-2 букв. Они, по мнению Николая Александровича, более понятны детскому разуму. Именно по складам учились читать наши славянские предки, о чем свидетельствуют найденные берестяные грамоты.

Всего в комплекте 61 кубик, пособие – инструкция для родителей и педагогов, 6 таблиц с буквами, знаками, слогами, 4 настенные таблицы, попевки по кубикам Зайцева на дисках.

кубики Зайцева
  • Большие кубики (с твердыми складами) и маленькие (с мягкими),
  • Двойные кубики (содержащие гласные и согласные буквы, либо буквы одинаковые по звуку, но разные по написанию),
  • Белые (со знаками препинания).

Склады на грани кубиков нанесены разными цветами:

  • Гласные – красным,
  • Согласные – синим,
  • Твердый и мягкий знаки – зеленым.

Все кубики содержат наполнитель, издающий соответственно звук:

  • Звонкие согласные – звук металла,
  • Глухие согласные – дерева,
  • Гласные – золота,
  • Склады с твердым знаком – металла и дерева,
  • Склады с мягким знаком – звук дерева и золота.

По цвету основного фона кубики делятся на:

  • Серые (со звонкими согласными и металлическим наполнителем),
  • Оранжевые (с глухими согласными, деревянным наполнителем),
  • Ярко – желтые (с отдельной гласной).

Для какого возраста предназначены кубики Зайцева?

Обучение чтению по кубикам Зайцева можно проводить с 1 годика до глубокой старости, они универсальны и возрастного ограничения не имеют.

Младенцам в возрасте до 6 месяцев кубики можно использовать в качестве игрушки — погремушки.

Годовалый малыш может играть с кубиками, уже привыкая к их цвету, форме, звуку. Он может перекладывать их, строить башню, непроизвольно запоминая особенности кубиков.

Автор методики апробировал кубики на полуторагодовалых малышах. Конечно же занятие происходило в игровой форме. Результат удивил многих педагогов: через несколько систематических непродолжительных занятий детки начали читать.

2-3 годика – оптимальный возраст для выработки навыков чтения по методике Зайцева. Деткам будет интересно самостоятельно написать кубиками свое имя, имена родных людей, названия любимых вкусностей. В центрах раннего развития детей используют кубики Зайцева именно с этого возраста.

В 5-7 летнем возрасте дети при помощи данной педагогической разработки уже учатся не просто бегло читать, но и осмысленно грамотно писать.

Стоит отметить, что если обычный ребенок 6 – 7 летнего возраста может научиться читать по методике за 2-3 месяца, то воспитанник с речевой патологией – за 4-5 месяцев.

Если же обратиться к инструкции комплекта, там указано, что товар предназначен для детей от 1 до 8 лет.

Обучение чтению по кубикам Зайцева

Все обучение строится в игровой форме с использованием кубиков и таблиц.

На первом занятии воспитанники, как правило, играют с кубиками, раскладывают их по размеру, цвету, ощупывают, слушают их звучание. Педагог предлагает детям отсортировать предметы в разные кучки и объясняет особенности.

Далее целесообразно ввести попевки по кубикам Зайцева. Склады не просто произносятся, они поются. По мнению автора методики, пропевая склады, воспитанник быстрее придет к чтению. Также пропевается и алфавит, но это ближе к концу системы занятий. Составляя склады в слова, следуя таблицам и подсказкам педагога, дети овладевают навыками чтения.

Для поддержания детского интереса воспитателю предлагается проводить занятия в игровой форме.

Много примеров методических игр есть в авторском учебнике Н.А. Зайцева. Но практикующий педагог может придумывать игровые занятия самостоятельно.

Вот примеры игр для младшей и средней группы:

  • Перекладывание кубиков из корзины в коробку с пропеванием склада и подбором подходящего слова (МИ – мишка, ДО – домик, БЕ – бегемотик…). Включив фантазию и эмоции, воспитатель с детками в ходе перекладывания кубиков может выстроить импровизированную сказку.
  • Составляем паровозик. Педагог или родитель выстраивает кубики в цепочку, предлагая деткам прокатиться в сказочную страну. На кубики можно посадить маленьких пупсов, зверюшек. Каждый вагончик – кубик пропевается соответственно складу и подсказывает игрокам, куда повезет их паровоз (ДА – далеко, СЕ – север, МЫ – в гости к мышке, СИ – к синичке и т.д.).  Детям будет интересно повыдумывать вместе с воспитателем.
  • Кубики – потеряшки. Игроков можно усадить в круг на полу или за общий столик. Воспитатель составляет и пропевает с малышами простое слово из 2 или 3 складов – кубиков. Например, КА — ША, РУ – Ч – КА, ЛИ – СА, СО – РО — КА. Затем один из кубиков выпадает и теряется. Здесь важны эмоции ведущего, чтобы поддержать игровую атмосферу. Можно перемешать кубики из двух – трех слов и предложить деткам найти потерявшиеся, составить их как было. Не забывать пропевать при этом все склады и слова.

Примеры игр для старшей группы:

  • Собери друзей. Игроки выбирают один из кубиков, например, КО. Кубику одиноко и ему надо найти подходящих друзей. Среди других кубиков детям, знакомым с буквами, следует поискать сочетания и с помощью воспитателя составить дружную команду друзей. Или же сначала придумать продолжения слов, а потом привести подходящих друзей в виде кубиков: КО – РО – ВА, КО – ЗА, КО – РА – Б — ЛЬ. Усложнить задание и подогреть интерес старших дошкольников можно, разделив их на две команды и поручив каждой группе собрать как можно больше друзей к разным кубикам. При этом педагогу очень важно сопровождать обе команды и подсказывать какие склады — кубики подходят к складам — друзьям.
  • Прятки. Эта игра научит старших дошкольников читать слова целиком. Перед детьми надо выложить из кубиков несколько слов. Например, СА -ДИ -К, У -ЛИ -ЦА, ДЕ – РЕ – ВО, НЕ — БО. Вместе с детьми следует пропеть эти слова, хорошо запомнить. Можно пощупать кубики, послушать их звуки. Это задействует многие органы чувств. Затем игроки закрывают глазки, а кубики перемешиваются, перекладываются. Переворачивать их или нет – решает сам педагог. Как вариант – спрятать один из кубиков. Открыв глазки, дети начинают составлять заданные слова и искать потерявшиеся кубики. Усложнить задание можно, разделив игроков на две команды за разные столы. Кто быстрее отыщет кубики — потеряшки?
  • Загадки с кубиками. Дети их обожают! Предлагается заранее выбрать и обсудить с дошкольниками тему загадок. Воспитатель может выписать себе их подборку, либо импровизировать по ходу игры. Загадки и вопросы могут быть как простыми, так и сложными, в зависимости от уровня подготовленности детей. Ответы на загадки будут составлены из кубиков, или же воспитатель может водить указкой по настенной таблице, подсказывая нужные склады и буквы для составления слова – отгадки. А теперь пусть воспитатель закроет глаза и уши, дети посовещаются и сами загадают загадку воспитателю, а он будет подбирать для отгадки нужные кубики!
  • Составляем слова. Игра учит дошкольников прописывать слова из складов самостоятельно. Заранее дети с воспитателем обсуждают интересную тему для подборок слов, например, вкусняшки, теремок для зверей, имена друзей, время года, мультфильмы и т.д. Воспитатель готовит карточки с написанными разными цветами складами и с этими же складами выкладывает на стол кубики. Детям надо собрать слова по образцу, ориентируясь на карточки – подсказки. Усложнить задание можно, перевернув кубики или поделив детей на команды. Какая команда справится быстрее? А может быть игра станет частью большого квеста для детей?

Воспитателю следует помнить, что настенные таблицы должны быть размещены так, чтобы ребенку было удобно сидеть с прямой спиной. Оптимальное время для занятия по методике – 20 минут. Однако, если педагог сумеет творчески разнообразить занятия с кубиками, включить подвижные игры, новые виды развлечений, то играть можно гораздо дольше, пока не иссякнет детский интерес.

По окончании игр или занятий комплекты не следует убирать далеко. Если они будут расположены в группе в доступном для детей месте, то воспитатель сможет наблюдать, кто из детей проявит интерес и захочет поиграть самостоятельно.

Как сделать кубики Зайцева своими руками

Кубики Зайцева и аналогичные методики

Выбирая оптимальную методику обучения, планируя занятия с детьми, педагог должен помнить, что от его действий зависит, будет ли привита любовь к чтению и грамоте, к родному языку.

Существует множество методик обучения чтению, все они вполне доступны в информационном пространстве. Рассмотрим некоторые аналоги и сравним их с педагогической разработкой Н.А. Зайцева.

Методика Марии Монтессори заключается в том, что ребенок сначала знакомится с прописными буквами, сделанными из картона, карточками, табличками, рамками, ощупывает их, учится обводить, раскрашивать, прописывать, а потом постепенно учится по ним читать. При этом совсем не используется букварь. Практикующие педагоги отмечают, что подобные занятия возможны в детском учреждении, но затруднительны в домашних условиях, так как придется подготовить большой объем пособий и комплектующих материалов. По сравнению с этой методикой кубики Зайцева проще и доступнее.

Методика обучения чтению Сергея Полякова состоит из 70 уроков, весь процесс разбит на 7 этапов. Сначала дети изучают буквы и склады, затем простые слова, сложные слова, предложения, пересказы. Эта разработка редко практикуется в детских садах, не так понятна дошкольникам, как кубики Зайцева, и подразумевает неукоснительную систематичность уроков. Однако, у неё много сторонников, ее часто используют в центрах детского развития.

Методика обучения чтению российского педагога Е.В. Чаплыгина представляет собой упрощенный вариант кубиков Зайцева. В комплекте 10 обычных деревянных кубиков с буквами и 10 поворачиваемых на платформе кубиков. Гласные – красные, согласные – черные. Этот вариант больше подходит для домашнего обучения, чем для детсадовского.

Методика американского врача Гленна Домана заключается в многократном показывании ребенку карточек с написанными словами и произнесении этих слов. Здесь не надо учить буквы, звуки, а достаточно расширять словарный запас. Впоследствии ребенку будет сложно учить в школе состав слов, правила русского языка. Педагогами замечено, что составляя слова из складов по методу Н.А. Зайцева, ребенок также может иметь сложности с фонетическим разбором слов в школе.


Как видно из приведенных выше методических разработок обучения чтению, у каждой есть свои плюсы и минусы по сравнению с кубиками Зайцева. Одна требует тщательной подготовки дорогостоящих материалов, другая подходит только для индивидуального обучения. В любом случае, практикующий педагог всегда оставляет выбор за собой, может использовать элементы разных педагогических разработок, дополнять творческим подходом, разрабатывать игры с учетом интересов детей. Методика обучения чтению Н.А. Зайцева по кубикам остается при этом одной из самых простых и понятных, а самое главное – она интересна детям.

Если вам пригодилась информация на сайте, просьба поделиться ею в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх