Весной или в начале лета, когда просыпается природа, распускаются первые цветы, появляется множество различных летающих и ползающих насекомых, дошкольникам будет полезно и интересно узнать новые факты о последних, их среде обитания, сформировать представление жизненном цикле насекомых. Воспитателю достаточно использовать самые любимые для детей средства – сказку и игру, чтобы сделать занятие о многочисленных маленьких жителях планеты интересным и увлекательным. В рамках этой темы реализовать задачи духовно – нравственного воспитания дошкольников поможет поучительная направленность сказки, концепция добродетели сказочных персонажей. Элементы творчества добавят занятию практический интерес, помогут закрепить полученные знания, а физминутки и подвижные игры в ходе детского урока обеспечат соответствие принципам здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Приобретенные в ходе такого занятия познания о мире насекомых запомнятся детям прочно и надолго и будут способствовать формированию у воспитанников уважительного и заботливого отношения к окружающей природе.  

Реквизит: музыкальный проигрыватель.

Аудиозаписи: детская песенка «Старый жук» (ансамбль «Детские песни»), детская песенка «Птички».

«Старый жук» (ансамбль «Детские песни»)

Наглядные пособия: картинки или фотографии с изображением майского жука, муравья, шмеля, бабочки, божьей коровки, грача, скворца.

Приключения майского жука

После долгой снежной зимы наконец – то наступила весна. Теплые ласковые лучики солнца согрели лесную полянку и из черной сырой земли показалась голова большого жука. Он вылез из норки, пошевелил усиками,   посмотрел вокруг и улыбнулся.

Майские жуки и их личинки зимуют, зарываясь в мягкую землю.

Его окружали заросли зеленой травы, яркие цветы и высокие деревья. Все было цветным и сказочно красивым. Сам жук был красно – бурого цвета, с жесткой спинкой, шестью лапками, усиками, и немного покрыт волосиками. Он увидел, что на полянке, кроме него, есть и другие насекомые: куда – то спешили по своим делам трудолюбивые муравьи, с травки на травку прыгали зеленые кузнечики, в воздухе летали и кружились воздушные бабочки и стрекозы, где – то жужжали мухи, в ярких цветках, собирая сладкий нектар, работали пчелки и шмели.

Майский жук решил, что ему надо поздороваться с обитателями сказочного мира насекомых. Он был очень вежливым. Жук подполз к трудяге муравью, поприветствовал его и спросил, что он делает. Муравей ответил, что вместе с братьями помогает ремонтировать свой большой дом – муравейник, в котором они зимовали.

Муравьи зимуют в муравейнике, закупоривая все ходы и выходы, чтобы внутрь не проникал холод.

Жук присмотрелся и увидел, что все муравьи дружно переносят камешки, песок, веточки, укрепляя жилище, а некоторые муравьи несут в свой общий дом еду – семянки растений, съедобные корешки, остатки других насекомых.

Муравьи питаются растениями, семянками, останками насекомых и их личинками.

— А где же мои братья жуки? Может ты знаешь?  –  спросил майский жук у муравья. Муравей ответил, что не знает, но может быть знает мудрая божья коровка.

— Где же ее найти? Помоги мне, пожалуйста? – обратился жук к муравью.

— Конечно я помогу тебе! Она живет на листьях большого дерева. – ответил муравьишка.

И майский жук с муравьем пошли искать тропинку к большому дереву, пробираясь между высоких зарослей травы и цветов. Они еще не знали, что их ждала долгая дорога, полная опасностей и приключений.

Вдруг над поляной пронеслась тень большой птицы. Все насекомые, кто успел, спрятались под листочки и травку. Черный грач кружил над поляной, выискивая насекомых, чтобы схватить своим большим клювом. Майский жук и муравей еле – еле успели спрятаться от большой птицы.

Грачи питаются мелкими насекомыми, личинками, в том числе майскими жуками.  

Подвижная игра «Птицы и насекомые».

Педагог разъясняет правила игры. Дети делятся на две команды – птицы и насекомые. Можно мальчиков назначить птицами, а девочек – насекомыми или наоборот.

Звучит детская песенка «Старый жук». Воспитатель предлагает птичкам встать в круг и водить хоровод – вить большое гнездо. Детки – насекомые в это время бегают и играют, изображая жуков.

Воспитатель включает детскую песенку «Птички». С этим сигналом некоторые дети – птицы разлетаются ловить жуков, хватая за руки и стараются привести и собрать их внутрь хоровода — гнезда. Те, кого поймали, остаются в кругу и по правилам игры уже не убегают, а присаживаются на корточки. Когда будут пойманы все жуки, можно поменяться ролями.

После игры воспитатель предлагает детям занять свои места и слушать продолжение сказки.

Майский жук очень хотел найти своих братьев, и они с муравьем продолжили свое путешествие к большому дереву, на котором жила мудрая божья коровка, чтобы узнать у нее все о братьях майского жука.

По дороге друзья увидели красивый цветок, в лепестках которого раздавалось жужжание. Это большой мохнатый шмель собирал цветочную пыльцу себе на обед.

Шмели питаются пыльцой и нектаром растений.

— Уважаемый шмель, подскажите, пожалуйста, как нам быстрее дойти до дерева? – спросил майский жук.

— Я покажу дорогу, идите за мной – ответил шмель и полетел очень низко над землей, показывая путь к дереву.

Так друзья добрались до дерева. Они поблагодарили шмеля, и он полетел собирать нектар. Майскому жуку и муравью предстояло забраться на дерево, чтобы встретить божью коровку, но они не знали как им быть. Муравей мог забраться по стволу, но жук не умел так ползать, как его друг. В этот момент наши насекомые – друзья увидели бабочку. Она летала возле дерева в поисках ярких цветов.

Бабочки летают с цветка на цветок, питаясь пыльцой и нектаром растений. Пьют нектар они хоботком.

Майский жук поздоровался с бабочкой и спросил у нее совет – как ему попасть на ветки дерева.

— Может быть ты поднимешь меня на своих крыльях? – спросил ее жук.

— Я не смогу тебя поднять, но ты можешь полететь сам – ответила бабочка. – У тебя же есть крылья!

Жук очень удивился. У него действительно есть крылья, но он ими еще не пользовался, не пробовал летать.

Майские жуки умеют летать и перемещать в полете груз, который в 850 раз тяжелее самого жука.

Бабочка и муравей посоветовали жуку расправить крылья и помахать им. Жук встал на задние лапки и пошевелил крылышками. Оказалось, что у него есть жесткие крылья, а под ними еще и мягкие прозрачные крылья. Он набрал побольше воздуха в брюшко, вздохнул несколько раз, взмахнул всеми крыльями и оторвался от земли, с шумом пролетев над поляной.

Физминутка «Майский жук».

Воспитатель предлагает детям изобразить майского жука: встать, поднять ручки – крылья, потянувшись вверх, набрать воздух и выдохнуть, проделав вдохи — выдохи несколько раз, помахать руками – крылышками, пожужжать.

— Ура! Получилось! – обрадовались бабочка и муравей. Майский жук приземлился на полянку у подножия дерева, посадил муравья к себе на плечи, и полетел на ветку дерева, а бабочка вернулась к своим цветам собирать сладкую пыльцу. На дереве друзья — путешественники увидели мудрую божью коровку. Ее спинка была красной с круглыми черными пятнами. Божья коровка была очень доброй, она всем помогала.

Божьи коровки живут на деревьях, кустарниках и в траве.

— Здравствуй, божья коровка! – обратился к ней майский жук. – Я ищу своих братьев, помоги, пожалуйста, мне!

Не успел жук договорить, как над ними пронеслась птица. Это был скворец. Он искал насекомых, которыми можно поживиться.

Жук и муравей поспешили спрятаться под листья ветки, опасаясь птицы. Они очень удивились, что божья коровка не спряталась от скворца, она его не боялась.

Птицы не охотятся на божьих коровок. Их яркий окрас отпугивает врагов.

Когда птица улетела, друзья опять обратились к божьей коровке. Она поведала майскому жуку, что он сможет встретиться со своими братьями, когда стемнеет. В темноте все майские жуки слетаются в то место, где есть свет.

Жук и муравей посмотрели туда, где было солнце. Оно как раз собиралось спрятаться за горизонт. Наступил вечер, стало темнеть. Майский жук поблагодарил муравья и божью коровку за помощь, и полетел туда, где горел фонарь, встретившись со своими братьями – жуками. Он был очень рад, что за время своего путешествия приобрел много друзей и наконец встретил своих братьев. Конец сказки.

Загадки о насекомых

Теплым днем, весною, в мае

Из земли я выползаю,

Крылышки свои расправлю

Над полянкой полетаю,

Над травою покружу,

Громко песню прожужжу  (Майский жук).

Я -простой лесной трудяга,

С братьями мы строим дом.

Братья – тоже работяги.

А зовусь я (муравьем).

Красненькое платьице,

Черненький горошек,

У лесной красавицы –

Шестеро ножек,

Крылышки, усики,

Черная головка.

А зовут красавицу (Божья коровка).

Трудиться мне совсем не лень,

Я летаю каждый день.

Над полянкою кружу,

Над цветочками жужжу,

Опускаю хоботок

В каждый сладенький цветок.

Я люблю душистый хмель.

Называют меня (шмель).

Гусеницей я была,

Много ела и спала.

А теперь пляшу, порхаю,

над цветочками летаю. (бабочка).

Для закрепления новых знаний воспитатель задает детям вопросы:

— Понравилась ли вам сказка про майского жука?

— О каких насекомых вы сегодня узнали?

— Какие насекомые умеют летать?

— Какие насекомые любят цветы?

— Почему насекомые боятся птиц?

— Каких еще насекомых вы знаете?

— Каких насекомых вы встречали сами?

В завершение занятия педагог предлагает детям нарисовать или вылепить из пластилина насекомых, о которых шла речь в сказке. Для наглядности используются заготовленные картинки. Можно дать детям задание нарисовать насекомых дома с родителями для выставки рисунков.

Если вам пригодилась информация на сайте, просьба поделиться ею в социальных сетях:

2 комментария к “Детям о насекомых. Занятие в форме сказки”

  1. Интересно... полезно... Очень информативно. Замечательно, спасибо за прекрасную подборку игр и информацию по организации занятий. Так доступно и легко воспринимается.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх