Вальдорфская педагогика

Кратко об истории вальдорфской педагогики

В начале двадцатого века в Германии сложилась неудовлетворительная ситуация в сфере народного образования. Безынициативность учителей, отсутствие творческого подхода и рутина в педагогическом процессе породили недовольство родителей. Жалобы рабочих о плохом обучении детей были услышаны прогрессивным владельцем фабрики по производству сигарет «Вальдорф – Астория» Эмилем Мольтом. Он обратился с просьбой о создании нового педагогического учения к известному педагогу Рудольфу Штайнеру (1861 – 1925 гг.). Последний откликнулся на просьбу и в сентябре 1919 года выступил с циклом лекций. Новая школа на основе идей Штайнера открылась сначала для детей рабочих фабрики, но позже его методы получили широкое распространение не только в Германии, но и во всем мире. Так началась история вальдорфской педагогики, которая популярна уже более века.

Краткое содержание педагогики Штайнера

Мольта и Штайнера объединяло увлечение антропософией – наукой о саморазвитии и духовном познании человека с помощью мышления. Штайнер был основателем этого научного движения, корни которого уходили в теософию Е. Блаватской. Вальдорфская педагогика полностью построена на антропософии. В ребенке от природы заложено позитивное познавательное начало. На первое место ставятся потребности развития в собственном темпе с учетом возрастных особенностей ребенка. Штайнер считал, что по мере взросления ребенка должны изменяться и методы обучения. Последнее должно соответствовать триединству человеческой сущности:


Триединство человека Соответствующие способности Задачи педагогики
Дух Мысль (познание) Развитие интеллекта
Душа Чувство (творчество) Эмоциональное взросление
Тело Воля (практика) Развитие волевых качеств

Человек состоит из четырех сущностей:

  • физическое тело
  • эфирное тело
  • астральное тело
  • «Я»

Эти сущности развиваются в человеке периодически по мере взросления. Каждой соответствует и определенный темперамент, соответственно: меланхолик, флегматик, сангвиник, холерик. С учетом индивидуальных особенностей и строится система воспитания и обучения, к каждому ребенку вырабатывается свой подход и обеспечивается нужное соседство. Глубокое знание возрастной психологии – обязанность педагога.

Вальдорфская педагогика в детском саду

В теории Штайнера детские сады должны раскрывать природные способности ребенка, не оказывать давления, не навязывать стереотипы и не вмешиваться в воспитание традиционными методиками и штампами. Главная задача педагога – гармоничное развитие талантов ребенка. Воспитатель становится для ребенка примером для подражания, он добрый и любящий, и дети копируют его поведение.

В детском саду запрещено раннее обучение, нагрузки на память и мышление. Приоритет отдается образно – сказочному воображению, поощрению творчества и фантазии. С целью ограничения ранней интеллектуализации введен запрет на технические приборы, радио, телефоны. У ребенка должен формироваться собственный мир, не навязанный впечатлениями от средств массовой информации.

Игрушки в детском саду сделаны из природных материалов, приятны на ощупь и подобраны таким образом, чтобы дети могли их «дофантазировать». Это могут быть спилы деревьев, шишки, желуди, куклы с неоформленными лицами, вязаные мячи или деревянные конструкторы.

Вальдорфская методика запрещает оценивать и порицать ребенка. Он не должен ждать похвалы, его интерес должен быть направлен на какое – либо дело, идею. В атмосфере доброжелательности и любви поддерживается инициатива творчества, художественная деятельность, осваивается народная культура. Каждый день наполнен песнями, танцами. Их сопровождают простые музыкальные инструменты:колокольчики, трещетки, ксилофоны и т.п. Музыкально – ритмические хороводы — «райгены» — рассматриваются как ежедневная форма игры.

Штайнер создал особый предмет – эвритмию. Это искусство движения в правильном ритме, когда ребенок эмоционально выражает настроение и гармонию музыки. Рассказывая стихотворение или воспроизводя слова сказочного героя, дети сопровождают речь плавными ритмическими жестами, помогая передавать значение.

Разнообразить процесс воспитания помогают театрализованные представления, кулинарные опыты, рукоделие, совместная уборка группы.

Детские группы в вальдорфских садиках разновозрастные – от 3 до 6 лет, но в среднем состоят из 10 — 15 человек. Воспитатель способствует уважительному отношению детей друг к другу, формирует семейную атмосферу и подчеркивает уникальность каждого ребенка.

Педагогика Штайнера успешно применяется для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). В коррекционной работе внимание уделяется развитию мелкой моторики, занятиям речью и музыкой. Личностно – ориентированный вальдорфский подход в работе с проблемными детьми способствует поиску оригинальных путей социальной адаптации и реабилитации.

Несомненно, уважение личности малыша, формирование нравственного начала, поощрение творчества, воспитание собственным примером являются достоинствами вальдорфских детских садов, которых сегодня в мире насчитывается около 2 тысяч. Среди минусов отмечаются сложный процесс адаптации при переходе в традиционные дошкольные учреждения, связанный с незнанием детьми письма и счета, узкой тематикой произведений. Дети из вальдорфских образовательных учреждений немного далеки от реальностей жизни, вливаясь в социум им придется адаптироваться к современным гаджетам и наверстывать знания о достижениях техники.

Если вам пригодилась информация на сайте, просьба поделиться ею в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх