Детство – уникальный период жизни человека, считал Р. Штайнер, дети должны как можно дольше оставаться маленькими, а задача родителей и педагогов – помочь им дольше наслаждаться всеми прелестями раннего возраста. Очень важно содействовать ребенку, ненавязчиво развивать врожденные способности и таланты, исследовать с ним предметы и природу, окружая атмосферой комфорта, спокойствия и любви.

Вальдорфские детские сады организованы на принципах уважения к личности ребенка, свободы выражения эмоций, авторитета доброго и любящего воспитателя. Они сильно отличаются от обычных:

  • В интерьере используются только натуральные материалы, дерево, ткани, пластик отсутствует;
  • Группы детей – разновозрастные, от 3 до 7 лет;
  • Воспитатели никогда не кричат на детей, не допускают стрессовых ситуаций, обеспечивая комфортную эмоциональную среду;
  • Всем детям уделяется индивидуальное внимание, их называют только по имени, мнение детей ценят;
  • Детишек ни к чему не принуждают, ни к коллективным занятиям, ни к повседневному режиму, воспитатель организовывает все дела с песенками и добрыми шутками;
  • Дети подражают воспитателю, наблюдая, как он лепит из глины, строит домики из стульев или мастерит куклу;
  • В детском саду нет привычных ярких пластиковых игрушек, а есть только сделанные своими руками или с помощью родителей деревянные фигурки, соломенные куклы, свалянные из шерсти мячи, статуэтки из глины и т.п. Такие игрушки хранят тепло человеческих рук.

Утро в детском саду начинается с того, что воспитатель, услышав звон дверного колокольчика, протягивает руки к ребенку, показывая, что его здесь ждут, здоровается с каждым ребенком по имени, пожимает руку. Ребенок заходит в сказочную комнату с деревянной мебелью, корзинами, цветами. Все дети садятся в круг, зажигают свечу и поют приветственную песню. Зажигать свечу позволяется детям.

Вальдорфская педагогика в детском саду: практика, проекты
Все дети садятся в круг, зажигают свечу и поют приветственную песню. ...

В середине комнаты стоит большой стол, за ним воспитательница (они любят называть себя «садовницами») занимается вышивкой, рукоделием, мастерит, зашивает, наблюдая как играют дети. Последние в любой момент могут сесть рядом с ней и начать помогать, перенимая опыт.

Дети с воспитателем иногда вместе готовят еду: режут салат настоящим ножом, делают тесто и формируют печенье и т.д. Вообще, еда часто готовится прямо в группе, в присутствии детей, а в печь (духовку) посуду ставит нянечка. Все зависит от организации питания в конкретном садике. Столы застелены расшитыми скатертями, салфетками, дети помогают накрывать на стол. В питании предпочтение отдается овощам (кроме картофеля и помидоров), крупам, сухофруктам. Режим кормления не соответствует обычному частому, это может быть только обед и полдник; дети приходят в вальдорфский садик сытыми, могут принести с собой фрукт или бутерброд на первую трапезу. Есть их никто не заставляет. В зарубежных садиках детей забирают после обеда, поэтому их не укладывают спать. В российских садиках стали предлагать детям поспать.

Раз в неделю или чаще группа отправляется на прогулку в лес или в парк, где ребята учатся любить природу, собирают материал для поделок – шишки, веточки, листочки.

Хотя большими творческими проектами обычно занимаются ученики вальдорфских школ с 8 класса, детишки в садиках мастерят то, что им под силу. Это могут быть маленькие проекты, такие как:

  • Игрушки, валяные из шерсти
  • Свечи, фигурки ангелов из воска
  • Цветная вывеска детского сада, выложенная мозаикой
  • Цветочные горшки, тарелки из глины
  • Рамочки для фотографий из природных материалов
  • Куклы из соломы
  • Зоопарк из тканевых материалов
  • Картина из веточек и листьев
  • Гусеница из войлока
  • Картонный театр
  • Колпачки для гномиков
  • Радуга из шерстяных валиков и другие.

Конечно, многое делается при участии взрослых наставников. Дети могут изготавливать игрушки и поделки с помощью воспитателя, наблюдая за его действиями. Они с удовольствием работают ручками с материалами, пачкаются, начинают заново, просят помочь, фантазируют и выдают неожиданные решения. Во многом реализовывать творческие идеи помогают родители. Например, папы могут напилить и отшлифовать деревянные бруски, чурочки, а мамы – вышить скатерти и салфетки, сшить костюмы для театрализованного представления.

Наблюдая за игрой и занятиями детей, воспитатель делает для себя выводы о способностях и увлечениях детей, затем помогая им раскрываться и фантазировать.

previous arrow
next arrow
Slider

Комфортная психологическая среда, пространство для свободных игр, неограниченное творчество, отсутствие современных гаджетов, воспитание через подражание и совместный труд – все в вальдорфском детском саду направлено на здоровое развитие ребенка, его практических навыков, эстетического вкуса.

Если вам пригодилась информация на сайте, просьба поделиться ею в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх