Зарождение педагогики Рудольфа Штайнера в России

В начале переломных 1990 — х годов по России прокатилась, так называемая, «вальдорфская волна». Обусловлена она была поиском и освоением зарубежных педагогических систем на фоне рухнувших границ и реформирования отечественной образовательной системы.

В Москве все началось в 1989 году, когда вдохновленные идеями вальдорфской педагогики С. Усачева и М. Скрябина основали общественно – педагогический клуб «Аристотель». В его составе были детсадовская группа, кукольный театр, несколько кружков (лепка, живопись и др.), субботний лекторий. Торжественное открытие состоялось 13 апреля 1989 года и эту дату принято считать началом вальдорфской педагогики в России. Клуб «Аристотель» пришлось юридически регистрировать и согласовывать в различных инстанциях от РОНО до партийных комитетов.

Важную роль в распространении нового педагогического опыта играл лекторий при клубе. Отсюда и началось масштабное распространение педагогических идей Р. Штайнера по России. В лектории выступали зарубежные вальдорфские учителя, рассказывая о передовом западном опыте и давая практические уроки. Занятия на базе лектория постепенно переросли в Московский вальдорфский учительский семинар по подготовке квалифицированных, «сертифицированных» учителей, зарегистрированный в рамках Российского открытого университета. Участники курсов и семинаров распространяли полученный опыт в разных городах России. Миллионными тиражами заказывались статьи о вальдорфской педагогике. Центральное телевидение выпускало тематические передачи.

Учителей, родителей, студентов педагогических ВУЗов вдохновляли штайнеровские идеи свободы и художественности обучения и воспитания, свободы педагогического творчества, ориентация на потребности ребенка, а не образовательной системы. Здесь находились ответы на давно мучившие вопросы о том, каким должно быть образовательное учреждение, чтобы его полюбили дети, чтобы считали вторым домом, а родители участвовали и помогали поддерживать живую творческую атмосферу.

В начале 1990 -х годов часть отечественных заслуженных педагогов подвергла критике распространение вальдорфской педагогической системы. Сомнения вызывали следующие положения:

  • Второстепенная роль твердых базовых знаний;
  • Несоответствие государственным стандартам образования;
  • Один преподаватель на 8 лет обучения по всем предметам;
  • Отсутствие классно – урочной системы;
  • Отсутствие прочных научных связей с философско – педагогическими разработками мировой и российской культуры и другие.

1 сентября 1992 года в Москве в Стремянном переулке совместными усилиями энтузиастов, родителей, учителей, чиновников московского образования и немецких последователей открылась первая вальдорфская школа в России и приняла 120 учеников. Сразу же перед педагогами встали серьезные практические вопросы:

  • Как и когда классному учителю давать тематические «эпохи» и предметы?
  • Как оценивать уровень развития мышления детей?
  • Стоит или нет адаптировать классическую модель вальдорфской школы под отечественные условия?

Дискуссии вышли далеко за рамки образовательного учреждения и подвергли серьезным испытаниям российскую вальдорфскую школу. В прессе началась резкая полемика о сути программы. В проблемах и спорах выразились ее отличительные черты:

  1. Школа для всех: для детей самых разных социальных слоев, разных потребностей, национальностей и вероисповедания.
  2. Наука и искусство едины. В вальдорфской школе изучают живопись, драматическое искусство, лепку, музыку и т.п., а базовые предметы преподаются в художественно – образной форме.
  3. Образование – это детское индивидуальное творчество. Цель – развивать в каждом ребенке его неповторимые индивидуальные способности.
  4. Земля и природа – единый живой организм. Приобщение детей к проблемам экологии.
  5. Человечество – единый живой организм. Дети изучают эпохи и пласты человеческого развития, культуры, тем самым переживая общечеловеческое сознание в разные исторические периоды.

Эти принципы были сохранены даже при переходе в 1996 году Московской вальдорфской школы в государственный сектор образования.

Отечественная вальдорфская педагогика сегодня

К началу 21 века вальдорфские школы и детские сады были основаны в разных городах России. Первый выпуск квалифицированных воспитателей  Дошкольного вальдорфского центра состоялся в 1993 году (42 человека) и с тех пор выпускники несут идеи Р. Штайнера более чем в 100 детских садах и дошкольных студиях во всех регионах страны.

Ассоциация вальдорфских школ России также объединяет учителей из разных городов. По состоянию на 2019 год в России насчитывалось 19 школ, в том числе в Москве и Санкт – Петербурге, Иркутске, Самаре, Владимире, Ярославле и других городах. В их стенах обучаются более 2500 детей. Часть из них государственные, другие – некоммерческие образовательные учреждения.

При приеме в школу приоритет отдается детям из профильных детских садов. Это связано с трудностями адаптации при переходе из обычных учреждений. Налицо отставание от ФГОСов: ученики вальдорфских школ к концу второго класса могут писать только печатными буквами. Но они могут опережать сверстников по другим предметам.

Как и с момента основания, сегодня критике подвергаются как вся отечественная вальдорфская педагогическая система, так и деятельность отдельных учреждений. Основные сомнительные моменты и проблемы:

  1. Позднее начало обучения чтению, письму, математике.
  2. Недоверие родителей одному «гениальному» учителю по всем учебным предметам на 8 лет и качеству получаемых знаний.
  3. Отсутствие оценок, экзаменов.
  4. Проблемы адаптации при переходе в обычные учреждения.
  5. Отсутствие школьной формы, запрет на одежду с изображениями ярких фигур, героев мультфильмов, и т.д, приоритет однотонной одежде.
  6. Эзотерические аспекты в обучении. Школьникам «помогают» взойти к высшим духовным телам, эфирному и астральному по методике Штайнера.
  7. Недоверие родителей «оккультным методам воспитания».
  8. Устоявшееся мнение о том, что вальдорфские детские учреждения предназначены для детей с особенностями развития, душевнобольных.
  9. Критика празднования христианских праздников (например, почему часто отмечаются рождественские праздники, а не мусульманские, буддийские?).
  10. Свобода детского мнения, поощрение выражения эмоций, распущенность приводят к недисциплинированности, неуважению родителей и неуправляемости ребенка.
  11. Культовая сектантская форма эвритмического искусства и прикрытие ею духовных практик.
  12. Разновозрастные детсадовские группы.
  13. Маскировка под вальдорфской педагогикой религиозной доктрины и другие.

Некоторые школы, не имеющие государственной аккредитации, не могут освободить своих 18 – летних учеников старших классов от службы в армии и вынуждены договариваться и «передавать» их на экстернат в государственные школы, фактически обучая у себя.

Несмотря на все проблемы и критику, в Москве была учреждена «Государственная академия эвритмического искусства» и в 2017 году объявила набор на 1 курс.

Родители детей с «особенностями развития» собирают информацию о ближайших вальдорфских учреждениях и, внося высокую ежемесячную плату, водят детей в профильные садики и школы с необычными интерьерами и воспитателями – «садовницами».

В России ежегодно проводятся конференции вальдорфских образовательных учреждений, распространяя 100 – летний зарубежный и российский опыт.

На праздники и мероприятия российского вальдорфского сообщества приезжал даже сам Федеральный эксканцлер Германии Герхард Шредер, дети которого также учатся в Вальдорфской школе.

А педагоги обычных российских садиков и школ приезжают в вальдорфские учреждения на открытые уроки и с интересом следят за необычными детскими проектами из природных материалов и постановками спектаклей.  В каком обычном детском саду или школе ребятам разрешат лепить из глины, перепачкавшись с ног до головы, или высаживать в грунт огурцы? Разве пустят их на кухню кулинарить вместе с поварами?

Вопреки всем трудностям и критике интерес к вальдорфской педагогике не угасает, а школы и детские сады не испытывают недостатка в обучающихся.

Если вам пригодилась информация на сайте, просьба поделиться ею в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх