Одна из главных задач современной дошкольной педагогики – научить детей мыслить нестандартно, творчески, идейно. В отличие от традиционной образовательной схемы «знания – умения – навыки» сегодня актуальны педагогические системы и технологии, направленные на раскрытие и формирование у дошкольников индивидуальных, врожденных, творческих способностей, новаторского, креативного мышления, отступление от шаблонных решений и поиск собственных уникальных идей. 

Одной из таких технологий является ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Она была разработана советским инженером Г. Альтшуллером для внедрения новаторства и решения технических проблем в индустрии, но позже приспособлена и успешно применена в образовательном и воспитательном процессах.

Суть ТРИЗ для дошкольников заключается в том, что ребенок, искатель от природы, нацеливается воспитателем на поиск альтернативных и эффективных решений любой проблемной ситуации, что, в свою очередь, развивает эвристические навыки поиска, гибкость ума и творческие способности. Как правило, это происходит в ходе коллективных игр, занятий, конструирования, моделирования, но может применяться и в режимных моментах деятельности группы детского сада.

Методы ТРИЗ-технологии в детском саду

Методы ТРИЗ – технологии в детском саду вот уже много лет используются как отечественными, так и зарубежными мастерами педагогики и не перестают восхищать своей эффективностью практиков дошкольных учреждений.

Наиболее используемые сегодня в практической дошкольной педагогике методы ТРИЗ – это такие, как

  • Метод маленьких человечков (ММЧ). Суть его заключается в том, чтобы изучать физические процессы и свойства разных предметов, подменяя, сложные пока для детского восприятия понятия «атомы и молекулы» более понятными «маленькими человечками». К примеру, физические состояния «твердое – жидкое – газообразное» методом ММЧ объясняется как «человечки взялись за ручки — человечки стоят рядом — человечки бегают».
  • Метод ТРИЗ «системный оператор» или «системный анализ». Учит детей логическому, образному видению взаимосвязи вещей, учит понимать роль объекта в системе, во времени, пространстве, динамике, выделять признаки и свойства. Например, временная система «семянка – росток – цветок», пространственная система «ребенок – группа детей – детский сад – городские жители» и т.д.
  • Метод «мозговой штурм». Реализуется при коллективном поиске оригинальных идей. Из большого количества предложенных детьми вариантов гласно выбирается оптимальное решение проблемной ситуации. При коллективном обсуждении, услышав предложения других детей и логически развивая мысли, дошколята могут изобрести и выдать неожиданные варианты ответов на поставленные задачи.
  • Метод фокальных объектов. Отлично развивает воображение и фантазию. Внимание детей фокусируется на выбранном объекте, на который случайным образом переносятся свойства других предметов.

Например, возьмем за основной объект яблоко. И попробуем охарактеризовать другие наугад выбранные понятия: улица, дождь, игрушки. Улица – длинная, красивая, с деревьями; дождь – мокрый, серый, легкий; игрушки – любимые, цветные, разные. Теперь эти свойства вещей «примеряем» к яблоку и фантазируем: Яблоко

– длинное (Длинная срезанная от него кожура или выложенные в линию несколько яблок?)

— красивое (Спелое? Красное? Аппетитное?)

— с деревьями (Яблочко, сорванное с листьями? Яблоня?)

— мокрое (Помытое? Сорванное во время дождя?)

— серое (Испорченное? Покрашенное?)

— легкое (Засушенное? Игрушечное из пластмассы? Маленькое?)

— любимое (Вкусное? Кем – то подаренное?)

— цветное (Покрашенное в разные цвета? Спелое с одного бока?)

— разное (Зеленое или красное? Червивое? Испорченное?) и так далее.

          Получается целая «яблочная история», которую можно домыслить с детьми, развить в интересный рассказ.

  • Метод «золотая рыбка» или типовое фантазирование. Суть метода заключается в разложении заданной проблемной ситуации на две части: реальную и фантазийную, отбрасывании реальной составляющей и выделении сказочных моментов, от которых уже логическим путем можно домыслить, прийти к возможному интересному решению. Метод развивает фантазию, логическое мышление, воображение. Можно взять любую сказку, или несколько сказок, сюжетов, проанализировать и изобрести решение.

Например: «Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая. Стал дед репку тянуть. Тянет – потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку…». Убираем из сказки реально возможные события и оставляем фантастические, получаем «Жучка тянет за внучку…кошка за Жучку, мышка за кошку, тянут – потянут…». Так не бывает. Они могут не тянуть, а убегать. Они испугаются и побегут друг от друга назад. Мышка убежит от кошки, а кошка от Жучки. Может их связать веревкой? Развернуть в другую сторону и пусть бегут и вытаскивают репку? А без мышки никак не получится? Мышь может снизу под землей проделать норку и помочь другим способом? Да! Может! А еще можно позвать волшебника на голубом вертолете и сверху дернуть репку!

  • Метод каталога. Заключается в свободном поиске и случайной «примерке» новых обстоятельств для заданной ситуации. Это как ткнуть в каталог — книгу пальцем наугад, посмотреть фразу, проанализировать и подставить к изначальному объекту найденное новое слово. Стимулирует креативное мышление, воображение, новаторские навыки. При помощи и активном поощрении воспитателя дошкольники, включаясь в игру, все более свободно фантазируют, выдавая идеи и преодолевая психологические барьеры стеснения и неуверенности. Систематическое применение метода каталога дает отличный результат, если каждое занятие и полученный воображаемый итог детской активности завершать лепкой, рисованием или другими видами изобразительного искусства.

Кроме перечисленных, в детском саду используются такие методы, как:

  • Метод морфологического анализа
  • Мышление по аналогии, синектика
  • Метод «Да – нет – ка»
  • Метод Робинзона
  • Гиперболизация
  • Акцентирование и другие.

Возраст, с которого применяют ТРИЗ

Стоит отметить, что Г.С. Альтшуллер разрабатывал свою теорию для взрослых и для детей с 12 – летнего возраста. Считалось, что к этому периоду дозревает головной мозг и именно с этого возраста дети способны мыслить абстрактно.

Во многих странах мира издаются учебники по ТРИЗ – педагогике для детей с 5 лет.

Современные педагоги, изучающие ТРИЗ, считают, что детей надо приучать к творческому изобретательству еще в возрасте до одного годика, когда они научатся сидеть, владеть своими пальчиками, могут лепить из соленого теста и рисовать натуральными пальчиковыми красками.  Некоторые из них отмечают, что с 2,5 лет малыши способны решать простые задачи, если они преподнесены в увлекательной игровой форме.

Строгих ограничений применения ТРИЗ – технологии по возрастным критериям не существует. Как только ребенок научился выражать свои мысли и намерения, он может выдать результат применения методики, понятный педагогу.

Основные игры ТРИЗ в работе с дошкольниками принято классифицировать как

  • Игры для детей 3 – 4 лет,
  • Игры для детей 5 — 6 лет,
  • Игры для детей 6 – 7 лет.

 В любом случае использование ТРИЗ – технологии в детском саду от младшей до подготовительной групп даст положительный результат, побуждая детей к активной мыслительной деятельности, даря радость творческих открытий, реализуя детское «Я сам!». 

ТРИЗ — игры в работе с дошкольниками

Игра «Как спасти колобка?» (Метод мозгового штурма, с 3 лет)

— Каким должен быть колобок, чтобы его не съели животные?

— Какие предметы можно подарить колобку, чтобы его не съели в лесу?

— Как обхитрить лисичку?

— Может ли колобок танцевать и отвлечь зверей?

— Кто может жить в лесу из героев других сказок и спасти колобка?

Игра «Необычные предметы» (Метод фокальных объектов, с 4 лет)

Детям предлагается выбрать окружающие объекты, примерить к ним свойства «Твердый – жидкий – воздушный» и обсудить как это возможно и что получилось. Возьмем то, что видим – стол, куклу, мячик и так далее.

Стол может быть жидкий? На него воду пролили? Он состоит из аквариума?

Кукла может быть воздушная? Резиновая? Из воздушных шариков?

Мячик может быть может быть жидкий? Игрушка – антистресс? Гелевый? Желейный?

Кисель может быть может быть твердый? Замерз? Из твердых орехов?

Цветок может быть может быть воздушный? Это облака? Из пыльцы? А может быть он из сладкой воздушной кукурузы?

Игра «Старые новые сказки» (Метод каталога, с 4 лет)

Детям предлагается выбрать из библиотеки ДОУ несколько книг с любимыми сказками и переселить героев из одной сказки в другую либо поменять их местами. Дошкольники могут предложить развитие сюжетной линии, действия сказочных персонажей. Воспитатель помогает оформить детские предложения в единую новую сказку, быстро и эмоционально реагируя на детские идеи. Игра отлично стимулирует творческое воображение.

Игра «Задача для фиксиков»  (ММЧ, с 5 — 6 лет)

Детям предлагается одна из исходных ситуаций:

— В доме отключили отопление и замерзает вода в аквариуме, надо срочно спасти рыбок, как аккуратно согреть воду?

— На косметической фабрике разлили бочку с пахучими веществами, как остановить запахи?

— В банку с вареньем уронили эскимо в обертке, можно ли спасти продукты?

— Сосульки на крыше надо раскрасить в разные цвета, как лучше это сделать?

— Надо сфотографировать мыльный пузырь на морозе, что для этого потребуется?

С помощью теоретических маленьких человечков дети попытаются перевести состояние предметов из одного в другое или использовать их свойства, а на помощь к МЧ могут прийти еще и мультяшные фиксики с их инструментами – помогаторами и бытовыми приборами.

Подвижная игра «Свойства предметов» (ММЧ, с 3-4 лет)

В ходе игры дети научатся легко понимать физические состояния знакомых предметов и вещей. Воспитатель внушает дошкольникам, что они – маленькие человечки в составе главного предмета, в твердом состоянии этого предмета они стоят плотно друг к другу и при этом держатся за руки или друг за друга, в жидком состоянии просто стоят, немного покачиваясь из стороны в сторону, а в газообразном (воздушном) состоянии бегают по комнате.  После этого воспитатель называет предмет, а дети должны определить какой он – твердый, жидкий или газообразный, и соответственно стоять рядышком, покачиваться или бегать по комнате.

Примеры для определения свойств: шкаф, вода, запах, чай, тарелка, велосипед, дым, молоко, сосулька, карандаш, пар, конфета и другие.

Тот, кто ошибается, выбывает из игры или садится придумывать новые слова – задания и сменяет воспитателя.

ТРИЗ – загадки для детей

Дошкольники обожают засыпать вопросами, загадывать и разгадывать загадки, раскрывать тайны и секреты. Очень много шаблонных головоломок они просто запоминают, порой не вникая в суть вещей, а выучив ответы. Гораздо полезнее научить детей самим сочинять новые загадки при помощи методов ТРИЗ. Для этого современные педагоги разработали несколько простых шаблонов.

Шаблон №1.  Выделение свойств.

Выбирать объект – выделить главные свойства – подобрать к каждому свойству похожий объект – сформулировать загадку.

Пример: Сочиняем загадку про радугу.

Она цветная, высокая, красивая.

Цветная — бумага.

Высокая — гора.

Красивая — картинка.

Получаем: Цветная, но не бумага, высокая, но не гора, красивая, но не картинка. Ответ – радуга.

Шаблон № 2. Обозначение действий.

Выбрать объект – обозначить его действия, эффекты – подобрать предметы с аналогичными движениями – сформулировать загадку.

Пример: Возьмем самолет.

Он летает, гудит, перевозит пассажиров, оставляет след.

Ищем аналогичные действия и эффекты:

Летает – птица.

Гудит – паровоз.

Перевозит пассажиров – автобус.

Оставляет след – сапог.

Получаем: Летает, но не птица, гудит, но не паровоз, перевозит пассажиров, но не автобус, оставляет след, но не сапог. Ответ – самолет.

Шаблон № 3. Сходства и различия.

Выбрать объект – придумать похожие на него предметы либо подобрать ассоциативные образы – выделить свойства, сходства и различия – объединить описание, акцентируя различия.

Пример: Белочка.

Подбираем похожие, ассоциативные предметы или понятия:

Лисичка, шишки, запасы.

Выделяем признаки, дополняем образы:

Рыжая шубка, собирает шишки как медведь, делает запасы как маленькие грызуны, которые живут в норках.

Получаем: В рыжей шубке, но не лисичка, собирает шишки, но не косолапый зверь, делает запасы как маленькие грызуны, но прячет не в норку. Ответ – белочка.

На основании вышеперечисленных шаблонов с детьми можно придумать очень простые загадки, новые и хорошо понятные детской логике.

Теория решения изобретательских задач имеет не только сторонников, но и критиков. Существуют мнения, что ТРИЗ нужна только будущим математикам и технарям, что гениальность может быть только врожденной и развивать ее бесполезно, что все возможное уже изобретено и не стоит пичкать детей задачами. Однако, тесты креативности, проводимые на обучаемых по ТРИЗ – методам дошкольниках, показывают небывало высокий уровень гениальности и рост творческого потенциала. Выбор остается за педагогами.

Если вам пригодилась информация на сайте, просьба поделиться ею в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх