Педагогика Монтессори

Практически каждому педагогу, хотя бы теоретически, знакомо имя Марии Монтессори. Студенты педагогических ВУЗов изучают основные идеи М. Монтессори, практикующие воспитатели зачастую используют популярную методику раннего развития, а продвинутые родители учитывают идеи знаменитой итальянки в организации игрового пространства и повседневном досуге детей. Даже производители детской мебели и игрушек руководствуются ее идеями, некоторые — специально, профильно, другие — порой не подозревая об этом.

М. Монтессори создала знаменитую методику на общечеловеческом опыте воспитания и развития детей, озвучила то, что и так естественно, но расставила свои акценты. Стоит детально разобраться в сути ее теоретических и практических разработок, чтобы понять их уникальность, преимущества, плюсы и минусы.

Краткая биография М. Монтессори

Педагогика Монтессори

Мария родилась 31 августа 1870 года в небольшом итальянском городке Кьяравалле в семье чиновника. В 1875 году Монтессори переехали в Рим. Мария закончила начальную и среднюю школы, поступила в технический институт, где изучала естественные и технические науки, затем проявила интерес к медицине. В 1892 году девушке пришлось добиться аудиенции у Папы Римского, чтобы получить разрешение изучать медицинские науки наравне с мужчинами. В 1896 году М. Монтессори, защитив диссертацию по психиатрии, стала одной из первых итальянских женщин – докторов наук. Работая в больнице, в психиатрической клинике, наблюдая за умственно отсталыми детьми, Мария увлеклась педагогикой и теорией воспитания.

В 1898 году Монтессори, не вступая в брачный союз, родила сына Марио, и ей пришлось скрыть данный факт, отдав ребенка на воспитание дальним родственникам мужа. Монтессори не отказалась от ребенка, периодически навещая его, а с 1913 года мать и сын стали жить вместе.

В этот период знаменитая итальянка окончательно сделала свой выбор в пользу педагогики. Работа и общественная деятельность занимали все ее время. Она выступала на национальных и международных конгрессах, работала директором Ортофенического института, посещала детские приюты, разрабатывая свою педагогическую методику.

В 1906 году Монтессори, по приглашению правительства (об участии в судьбе римских беспризорников), открыла первый «Дом ребенка» для детей от 3 до 6 лет, где наблюдала и ставила эксперименты. Большое внимание она уделяла организации детской комнаты, подбору игрушек и учебных материалов, периодам активности и вниманию детей к определенным упражнениям.

Опыты Монтессори и успехи детей способствовали распространению ее педагогических методов во всей Италии. С 1909 года Монтессори – образование получило международное признание, а ее работы были переведены на многие языки мира. Мария читала лекции в США, Европе, во многих странах открывались Монтессори – школы. К середине 1930 годов только в Нидерландах их открылось более 200. В 1934 году Марии пришлось покинуть Италию из – за политических разногласий с правительством Б. Муссолини, ее мирные намерения и отказ одеть детей в фашистскую форму пришлись не по душе итальянскому вождю. Монтессори жила в Испании, в Индии, в Голландии, где активно пропагандировала свою педагогическую теорию. Как борца за мир ее трижды номинировали на Нобелевскую премию мира. Она умерла в 1952 году в Нидерландах, а ее сын Марио Монтессори возглавлял Международную Монтессори – организацию вплоть до 1982 года.

Методика М. Монтессори в детском саду

Методика раннего развития М. Монтессори – это целостная образовательная система, в которой подробно прописаны все положения работы детского учреждения, требования к воспитателям и применяемым материалам, образовательная среда. Суть методики заключается в реализации идей свободного воспитания, развитии самостоятельных навыков ребенка при минимальной помощи взрослого, с упором на развитие сенсорики. Сама основательница назвала ее «системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде». Система включает 3 части:

  • ребенок,
  • окружающая среда,
  • учитель.

В центре системы – ребенок, его окружает подготовленная образовательная среда, в которой он растет, развивается, учится самостоятельно познавать мир и совершенствует навыки. Взрослым здесь отведена второстепенная роль. Родители и педагоги ненавязчиво должны помогать малышу раскрыть свои способности, создавая условия для исследования и развития. Девиз системы: «Помоги мне это сделать самому».

Много лет наблюдая за детьми в детском саду, М. Монтессори пришла к выводу о некоторых особенностях психического развития. В отличие от взрослых, ребенок обладает впитывающим мышлением, вбирая в себя все, что видит вокруг. Отсюда так важна среда, в которой он воспитывается.

По мнению педагога, ребенок в своем развитии проживает сензитивные периоды, то есть в определенном возрасте он обладает особой чувствительностью к восприятию и проявлению способностей:

  • период восприятия порядка (0 – 3 лет),
  • период развития речи (0 -6 лет),
  • период сенсорного рaзвития (0 – 5,5 лет),
  • период восприятия маленьких предметов (1,5 – 2,5 лет),
  • период развития движений и действий (1-4 лет),
  • период развития социальных навыкoв (2,5 – 6 лет).

Соответственно этим периодам педагоги должны подготавливать предметное пространство, дидактические упражнения, игрушки.

Развивающая среда Монтессори

Помещение Монтессори – сада должно быть просторным, светлым, всегда хорошо проветренным. Интерьер должен быть нейтральных тонов, чтобы малыши не отвлекались на яркие узоры. Детская мебель и оборудование всегда подбираются с учетом роста детишек. Развивающие материалы по методике Монтессори располагаются в единичных экземплярах, чтобы среди детей формировались правильные социальные отношения: умения ждать, договариваться, просить, уступать. В детской комнате должны быть растения, цветы как объекты ежедневной заботы. Доступ к питьевой воде обеспечивается каждому ребенку, раковина и туалет должны быть удобными.

Группы в детском садике комплектуются в 20 – 25 человек. Условное деление по возрастам:

  • 1,5 – 3 года
  • 4 – 6 лет
  • 6 – 8 лет.

Перевод в группу постарше осуществляется соответственно развитию навыков и умений, а в идеале группы разновозрастные.

Большое внимание уделяется самостоятельности ребенка, его привычкам ухаживать, убирать за собой, наводить порядок и чистоту в помещении.

Помещение Монтессори – группы предполагает деление на зоны:

  • Зона жизненной практики (предметы бытовой жизни – губки, полотенца, посуда, продукты и т.д.);
  • Зона сенсорного развития (геометрические башни, цветные таблички, шершавые материалы, шумовые коробочки, пахучие вещества и т.д.);
  • Зона языка (материалы по развитию речи, языка, чтения – карточки, буквы, таблички);
  • Зона математики (доски с цифрами, шарики – бусины, деревянные фигурки, счеты);
  • Зона естественно – научного (космического) развития (здесь могут быть фигурки животных, образцы растений, семян и т.д.);
  • Зона крупной моторики, двигательной активности: часть помещения, где дети могут прыгать, скакать, лазить по дощечкам, стульям, вырабатывать равновесие. Особенно важно это для детей с особенностями развития, двигательными нарушениями.

Также в саду должна быть зона творческой активности, где дети могут сами выбирать себе занятие: рисование, лепка, аппликации и т.д.

Занятия по методике Монтессори

В Монтессори-группе ежедневно в одно и то же время проводятся специальные дидактические упражнения, имеющие психологическую основу.

Одно из таких занятий – детский круг. Дети становятся по начерченному или выложенному лентами кругу на полу, ходят за воспитателем. Воспитатель показывает движения руками, сопровождает стишками. Дети выполняют упражнения дыхательной гимнастики.

В рамках детского круга или в качестве отдельного упражнения проводятся «уроки тишины». На несколько минут воспитатель предлагает детям помолчать, послушать тишину. При этом надо закрыть рот, можно закрыть глаза. Затем педагог спрашивает, кто что услышал. Это может быть скрип, голоса из других помещений, собственное дыхание или биение сердца, ветер за окном. Такое упражнение отлично дисциплинирует детей, учит их сосредоточиться на собственных мыслях, контролировать свое состояние, сродни медитации.

Одно из классических упражнений Монтессори — переливание воды. Воспитатель медленно переливает воду из лейки в чашку или банку до определенного уровня. Затем берет тряпку и вытирает капли на столике. Затем переливает воду обратно в лейку. Так может продолжаться несколько раз, но обязательно воспитатель делает это медленно и с интересом. Дети наблюдают за действиями. Потом педагог предлагает повторить его действия: перелить аккуратно воду. Упражнение учит координации движений, аккуратности.

https://youtu.be/2ux-WHJ32Hg

Еще одно упражнение – вариация современного бизиборда. На деревянную рамку прикрепляются различные ремни, ремешки, бантики, веревочки, пуговицы, петельки. Они могут быть разными по структуре и цвету. Детям предлагается застегнуть ремни, завязать красивый бант, застегнуть пуговицы. Завязать бантик или шнурок – очень сложное упражнение для ребенка. Оно хорошо развивает координацию, моторику.

Доска Монтессори

Материалы и игрушки

Дидактические материалы и Монтессори – игрушки для детского сада подбираются специально, каждый предмет имеет значение. Цель использования – развитие чувств ребенка: осязания, обоняния, вкуса. Дети учатся различать цвет, форму, вес, структуру предмета, производимые звуки. Для каждой области чувств подбираются специальные материалы. Педагог может продемонстрировать как играть, строить, сопоставлять предметы, наблюдая за действиями ребенка. Заметив, что ребенок делает успехи, взрослый показывает более сложные композиции из материалов и игрушек, предлагая повторить его действия. При этом взрослый должен показывать и предлагать ненавязчиво, отдавая приоритет самостоятельности детей.

Базовые материалы — игрушки М. Монтессори классифицировала так:

  • Материалы для различения размеров (розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, блоки с цилиндрами – вкладышами, цветные цилиндры;
  • Материалы для различения цвета (цветные таблички);
  • Материалы для различения формы (геометрический комод, биологический комод, конструктивные треугольники, геометрические тела);
  • Материалы для различения структурных поверхностей (клавишная доска с гладкими и шероховатыми поверхностями, доска для ощупывания крупных и мелких деталей, ящик с кусочками тканей);
  • Материалы для различения веса (тяжелые и легкие таблички, фигурки);
  • Материалы для различения шумов и звуков (шумящие коробки, звоночки);
  • Материалы для различения запахов (коробочки с запахами какао, кофе, корицы и т.д.);
  • Материалы для различения вкусовых качеств (вкусовые банки с соленой, сладкой, кислой водичкой и т.д.);
  • Материалы на восприятие температурных различий (используются металлические кувшины, наполненные водой разной температуры).

Кроме сензитивных «чувственных» материалов в помещении детской группы используются математические наборы, развивающие навыки счета и создающие у детей представление о логической арифметике, количественном пространстве, о десятеричной системе счета. Они тесно связаны с предыдущей группой, зачастую имеют тот же размер, форму.

Математические материалы – игрушки – это:

  • Числовые штанги с табличками,
  • Цифры, вырезанные из шершавой бумаги,
  • Ящики с деревянными веретенами,
  • Выпиленные из дерева цифры и кружки,
  • Подносы с золотыми бусинами,
  • Числовые карты и дощечки и другие.

Также для детей среднего и предшкольного возраста предлагается использовать комбинации из бусин и карт, башни из разноцветных бусин, цепочки из 10, 100 и 1000 бусин, ящики с числовыми рядами предметов.

Для зоны развития речи М. Монтессори разработала ряд игрушек – пособий:

  • Металлические фигурки – вкладыши для обведения карандашом,
  • Буквы из шершавой бумаги,
  • Ящики с подвижными буквами.

В детском саду Монтессори трудно найти обычных кукол, лошадок, машин. Все игрушки – материалы подобраны для конкретной цели, имеют специальное предназначение.

Современные производители детских товаров разработали различные наборы развивающих игрушек на основании опыта и предложений М. Монтессори. Их легко найти в детских магазинах или выписать через интернет. Но игрушки – пособия Монтессори можно изготовить своими руками, например:

  • Яркая картонная коробка с отверстием для проталкивания шариков,
  • Вкладыш из коробки для конфет с отверстиями либо формочки для льда, в которые можно разложить орешки или крупные бусины,
  • Мешочки из различной ткани с наполнителями (гречкой, горохом, фасолью и т.д.),
  • Штампы для рисования, вырезанные из картофельных клубней и другие.

В пособиях по методике Монтессори есть подробное описание изготовления развивающих игрушек из подручных материалов. Есть и множество интересных идей использования для игр домашних подручных принадлежностей, о которых родители и не догадываются.

Монтессори в России. Плюсы и минусы методики.

В России первый детский сад Монтессори был открыт в 1913 году русским педагогом Юлией Фаусек. После революции 1917 года были попытки использования методики Монтессори в советской системе образования. Этому способствовал общественный деятель А.В. Луначарский. Однако эти идеи не нашли поддержки у И.В. Сталина. Советский педагог С.И. Гессен в 1923 году раскритиковал методику М. Монтессори за недостаточное внимание к творческому развитию воспитанников. Интерес к итальянской методике возродился в России только в конце 20 века. В настоящее время в России насчитывается несколько десятков Монтессори – садов, в том числе в Москве, в Перми, Екатеринбурге, Воронеже, Челябинске, Дубне. 

Однако не все родители спешат отдавать детей в специализированный детский сад. У методики есть как плюсы, так и минусы.

К положительным сторонам относят:

  • Возможность ребенка познавать окружающий мир самостоятельно без давления взрослых,
  • Воспитание в ребенке свободы личности,
  • Отсутствие оценок, суждений, соревновательных моментов,
  • Игровые формы обучения.

К минусам методики относят:

  • Разновозрастные группы,
  • Отсутствие творческого развития,
  • Отсутствие сюжетно – ролевых игр,
  • Быструю потерю интереса детей к типичным игровым материалам.

По отзывам родителей, чьи дети посещали Монтессори – садики, у методики есть еще один существенный недостаток: неадаптированность для гиперактивных и застенчивых детей. Энергичным непоседам трудно вместе со всеми исполнять «урок тишины». Застенчивые же и скромные дети, будучи предоставлены сами себе в одной из зон детского помещения, не всегда смогут самостоятельно выбрать логические игрушки и материалы, постесняются спросить, не найдут общий язык с бойкими сверстниками при выборе материалов.

Если вам пригодилась информация на сайте, просьба поделиться ею в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх