Сегодня, чтобы идти в ногу со временем, постоянно повышать педагогическое мастерство, воспитателю детского сада приходится задействовать комплекс различных развивающих методик и всю свою фантазию. Образовательные стандарты предусматривают использование различных видов детской деятельности, которые должен применять воспитатель для решения педагогических задач. Авторитарный педагогический стиль давно остался в прошлом, преимущество отдается демократическим интерактивным технологиям, подразумевающим многостороннюю коммуникацию, эффективные методы и способы тесного межличностного взаимодействия на основе диалога, сотрудничества, взаимопонимания.

Интерактивные технологии – это комплекс педагогических методик, имеющих своей целью построение образовательного процесса в условиях   эффективного взаимодействия.

Интерактивные технологии могут быть выражены в различных формах:

  • Индивидуальной (ребенок с помощью педагога сам решает поставленную задачу, вариант – «ребенок – компьютер»),
  • Парной (взаимодействие ребенок — ребенок),
  • Групповой (работа в подгруппах),
  • Коллективной (активная фронтальная работа),
  • Планетарной (решение поставленных задач подгруппами и выбор оптимального варианта).

Преимущества интерактивных технологий:

  • У дошкольников формируются индивидуальные личностные условия для саморазвития;
  • Развивается речевая активность;
  • Развиваются межличностные отношения;
  • Вырабатываются навыки игры в команде на основе нравственных норм;
  • Дети осознают личную интеллектуальную состоятельность;
  • Формируется психология успеха.

Реализация интерактивных технологий в ДОУ возможна при соблюдении условий комфортного сотрудничества воспитателя и дошкольников, мотивации в решении поставленной задачи, использования ярких образов, примеров, предметов.

Особое внимание в педагогическом процессе уделяется созданию комфортной творческой среды и осознанию интеллектуальной состоятельности обучаемых. В атмосфере доброжелательности и поддержки, в рамках тесного взаимодействия, свободного общения на равных дошкольник чувствует личную успешность и процесс обучения становится более продуктивным. Интерактивные технологии призваны сделать процесс познания не просто взаимосвязанным, но и более увлекательным, творческим.

Внедрение интерактивных технологий в детском саду осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей, например:

  • Младшая возрастная группа: игра в парах, «детский круг»,
  • Средняя возрастная группа: игра в парах, «хоровод», карусель, цепочка;
  • Старшая возрастная группа: работа в парах, «детский круг», карусель, цепочка, интервью, занятие в малых группах (тройках), аквариум;
  • Подготовительная (предшкольная) группа: занятие в парах, «детский круг», цепочка, карусель, интервью, занятие в малых группах, большой детский круг, дерево знаний.

Стоит заметить, что воспитатель, опираясь на свой опыт, может экспериментировать с формами взаимодействия, и, например, вводить интервью в средней группе. 

Стимулировать разностороннее развитие дошкольника помогают различные интерактивные методы. Это понятие складывается из двух составляющих: «метод», как способ взаимодействия «педагог – ребенок» и «интеракция» – усиленная деятельность между участниками процесса. Соответственно, под интерактивными методами понимается усиленное педагогическое взаимодействие в ходе воспитательного и образовательного процесса.

Интерактивные методы могут быть дискуссионными, игровыми, комплексными:

  • Ролевая игра (театральная постановка, сказка),
  • Интерактивная игра,
  • Деловая игра,
  • Кейс метод (решение проблемной ситуации),
  • Дискуссия,
  • Кластеры (поиск ассоциаций),
  • Микрофон (поочередные высказывания),
  • Дебаты (обсуждение высказываний),
  • Проектный метод,
  • Мозговой штурм и другие.

Примеры использования интерактивных методов в разных возрастных группах ДОУ

Младшая или II младшая группа: интерактивный метод работы в парах.

Воспитатель предлагает детям найти себе пару или сам помогает разбиться попарно, взяться за ручки и посмотреть друг на друга. Это можно осуществить сидя на полу, на стульчиках, стоя. Как правило, в этом возрасте дети уже знают имена друг друга. Каждой паре предлагают взять вместе в ручки игрушку, кубик, или шарик. Педагог может сам вручить яркий предмет каждой паре. Он объявляет детям, что эти игрушки волшебные, у кого она в руках, тот улыбается. Передавая друг другу игрушку, надо назвать напарника по имени и улыбнуться. При этом воспитатель должен сам излучать ласку и улыбку, продемонстрировать действие. Дети склонны к подражаниям, они будут повторять. Педагогическая практика будет успешной, если большая часть детишек будет улыбаться. Далее воспитатель может усложнять правила: дети меняются парами, игрушками, говорят комплименты и т.д.

Средняя группа: интерактивная игра «цепочка». Воспитатель заранее готовит игрушку – Лунтика и рассказывает предысторию: Лунтик прилетел с Луны, он знаком с Кузей, Шершулей, Вупсенем и Пупсенем…дети помогают перечислить героев сказки. Далее ставится задача: кроме перечисленных героев Лунтик никого не знает, он не знаком с животными из сказок, его надо познакомить. Воспитатель вручает фигурку Лунтика одному из детей и просит передавать дальше по цепочке и называть животных из разных сказок, например, волк из сказки «Волк и семеро козлят», медведь из сказки «Маша и медведь», «Три поросенка», «Кот в сапогах» и так далее. Передавая Лунтика друг другу, дети знакомят его со сказочными персонажами. Если дошкольник теряется, то воспитатель и дети, находящиеся слева и справа по цепочке помогают вспомнить сказки. В завершение воспитатель может предложить детям пофантазировать о приключениях Лунтика в стране сказок или нарисовать сказочных животных.

Старшая, подготовительная группа: комплексное интерактивное занятие «Мой любимый детский сад». Воспитатель ставит задачу: ребятам надо подготовить презентацию о том, что в садике им больше всего нравится. Детей рассаживают за столики малыми группами по 3-4 человека, на столиках – наборы для рисования. Воспитатель предлагает одной группе обсудить тему какие игрушки в группе самые интересные, второй группе – какое блюдо в садике самое вкусное, третьей группе – что можно интересного увидеть во время прогулки, четвертой группе – что больше всего нравится на музыкальном занятии и так далее. Дети в малых группах обсуждают свои варианты, рисуют на листах, выбирают представителя от группы. Воспитатель подходит к каждой группе, помогает с выбором и разрешает споры. Далее представители от каждой группы поочередно выходят к импровизированному микрофону и озвучивают, что именно им нравится в детском садике, демонстрируют лучший от группы рисунок или несколько рисунков. Педагог, подводя итог, в ходе фронтальной дискуссии на основе самых интересных моментов составляет рассказ о любимом детском саде, обобщает услышанную информацию, либо предлагает составить единую презентацию детям, желающим выступить у микрофона. Можно расставить рисунки как визуальные подсказки и предложить детям составить рассказ «Мой любимый детский сад».

Варианты дополнительных и основных дискуссионных тем: «Детский сад моей мечты», «Мое любимое занятие в садике», «Выбор сказки для детского театра», «Лучший подарок для мамы», «Украшаем детский сад» и т.д.

Интерактивные педагогические технологии напрямую связаны с использованием интерактивных технических средств. Все больше детских учреждений имеют высокотехнологичное оборудование в виде сенсорных досок, обучающих игровых компьютеров, интерактивных панелей. Их использование помогает сделать образовательный процесс более увлекательным, интересным, продуктивным.

С использованием интерактивных технологий меняются роли воспитателя и детей. Инициативность педагога снижается, возрастает активность детей. Педагогическое мастерство заключается в способности сформировать комфортные психологические и практические условия для творческого раскрытия детей, для преодоления порога стеснительности некоторых категорий воспитанников, для продуктивного взаимодействия и успешности воспитательного и образовательного процесса.

Если вам пригодилась информация на сайте, просьба поделиться ею в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх